Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Героиня литовского народа Марите Мельникайте

Героиня литовского народа Марите Мельникайте

13.05.2015

Листовка Центрального Комитета ЛКСМ Литвы. Апрель 1944 г.:

«22 марта с. г. Правительство Советского Союза в Москве присвоило звание Героя Советского Союза и наградило орденом Ленина и Золотой Звездой героиню литовского народа Марите Мельникайте.

Слава нашей героине Марите Мельникайте!

Ее жизнь не отличается от жизни многих юношей и девушек Литвы. Она родилась в 1923 году в Восточной Литве, в Зарасайском краю, который за его красоту называют Литовской Швейцарией. Росла она в бедной семье и с самого детства прошла трудную школу жизни. Красота родной природы влила в ее молодое сердце чувство самой чистой любви к дорогой Родине. Она мечтала сделать для своего края как можно больше хорошего и полезного.

Но ее стремления, как и стремления молодежи всей Литвы, рухнули из-за кровавых гитлеровских бандитов.

Марите Мельникайте очутилась среди тех борцов, которые первыми подняли против немцев оружие, которые зажгли в Литве пламя патриотической партизанской борьбы.

Мельникайте сплотила вокруг себя большой отряд молодых людей и сама твердой рукой руководила борьбой против немцев. Она писала воззвания и сама их распространяла в народе. Она ходила из деревни в деревню, поднимая молодежь на борьбу.

Ее работа оставила глубокий след. Сельские люди прятали от немцев скот, не платили податей, которыми их обложили немецкие правители. Невидимая рука мстила им, поджигала их продовольственные склады, пускала под откос немецкие военные эшелоны. Страшной и неумолимой была месть героической литовской девушки.

Долго следили немцы за отрядом Марите Мельникайте, и однажды они выследили его, когда он направлялся на выполнение боевого задания. 8 июля 1943 г. в ее родном Зарасайском краю, в деревне Рудзе Римшионской волости многочисленный отряд гитлеровцев в лесочке окружил небольшую группу партизан, состоявшую из шести человек, среди которых была и Марите Мельникайте.

Невзирая на значительное численное превосходство врага, партизаны смело вступили в бой с оккупантами. Марите первая подняла оружие. Упорный бой продолжался почти весь день и окончился лишь поздно вечером. Пламенные литовские патриоты — партизаны боролись до последней капли крови и пали в борьбе смертью героев. Мельникайте, оставшись последней, продолжала бороться до тех пор, пока не вышли все патроны. Оставшейся последней гранатой она решила убить себя, но граната не взорвалась, и бандитам удалось живьем схватить ее.

Озверевшие палачи начали жестоко мучить ее, желая получить сведения о других партизанах, но отважная литовская девушка вынесла все истязания. Она повторяла: «Умереть я не боюсь. От меня вы ничего не узнаете...»

Палачи били ее прикладами винтовок, ломали ей пальцы, железом жгли подошвы, резали ее тело. Но никакие истязания не сломили ее, так как она, даже стоя на пороге смерти, чувствовала, что она — дочь литовского народа, и всем сердцем верила в его победу.

После жестоких истязаний палачи казнили ее. ОНА ПОГИБЛА, НО ЕЕ БЕССМЕРТНЫЙ ДУХ БУДЕТ ВОВЕК ЖИТЬ В СЕРДЦАХ ЛИТОВСКИХ ЛЮДЕЙ».

Источник: В борьбе против гитлеровской оккупации Воззвания НП(б) Литвы периода Великой Отечественной войны. - Вильнюс, 1948.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.