Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Воскресенье
26 Марта 2017

Зеленый мост в Вильнюсе

Зеленый мост в Вильнюсе

14.09.2015

Мост через Вилию (Нерис) впервые упоминается в исторических документах в 1386 году. Почти шестьсот лет он был единственным в городе, проложенным через эту реку. Его много раз разрушали и перестраивали в ходе бурных событий, происходивших на литовской земле. Потребность в стабильной переправе у заречных районов Вильны (Вильнюса) была вызвана бытовыми потребностями. Горожане и те, кто прибывал сюда по делам, испытывали постоянные неудобства и несли затраты, чтобы добраться на другой берег.

Русский историк и археограф Флавиан Николаевич Добрянский так писал о появлении Зеленого моста на карте Вильны: «Мост на Вилии, <…> по всей вероятности, деревянный, существовал еще с незапамятных времён, судя по тому, что одна из улиц, ведущих к нему, в очень древних документах носит название Мостовой (ул. Тилто — прим. ред.).  В 1529 г. Сигизмунд I поручает виленскому воеводе Альбрехту Гаштольду выстроить новый — каменный, но так как Гаштольд медлил с постройкою, дело это было передано виленскому городничему Ульриху Гозию, который в 1536 г. закончил постройку моста. Этот первоначальный мост имел вид пассажа, так как был покрыт крышею и по сторонам его были утроены лавки для продажи разных товаров. За проход на него и переход через него взималась плата, которая частью шла на содержание госпиталя св. Троицы, а частью была обращаема на ремонт и содержание в порядке самого моста. В 1621 году он был почти  заново переделан на средства виленских мещан, но в 1655 сожжен польскими войсками, отступавшими из Вильны, при приближении русских. Возобновлен был в 1674 году.

В 1812 году пред вступлением французов в Вильну он опять был сожжен. Наполеон наказал немедленно навести временный понтонный и сам присутствовал при наведении моста, сидя на скамейке на набережной. По изгнании французов мост снова был возобновлен в прежнем виде. Плата за проход и проезд взималась вплоть до 1853 года. В восьмидесятых годах прошлого столетия он был значительно поврежден разбившимися во время половодья плотами и, хотя был исправлен, тогда же решено выстроить постоянный железный мост. Мысль это приведена была в исполнение в 1894 году на средства города и земства».

К описанию историка можно добавить, что прежде, чем назвать «Зеленым», мост именовали «Мурованным», «Великим» или «Виленским». В те времена плата за проезд через установленные по обеим сторонам ворота составляла для одноконной подводы с сеном, дровами или хлебом один олов или денар. Чтобы эти сборы не уменьшались, новых мостов строить не позволяли. Шляхта и духовенство были освобождены от сборов за проезд.

Прочный металлический мост служил до 1944 года. При отступлении из Вильнюса немцы взорвали его. Нынешний мост сооружен по проекту ленинградского  института «Проектстальконструкция» в 1948–1952 годах. Строительство осуществляли специалисты военно-инженерных войск Прибалтийского военного округа. Мосту присвоили имя генерала Черняховского.

Архитектурно-декоративную часть проекта разрабатывал большой авторский коллектив. В 1952 году мост украсили  четыре парные композиции в стиле сталинского ампира. Они установлены по углам, на гранитных постаментах, и носят названия «Сельское хозяйство» (механизатор и колхозница), «Промышленность и строительство» (горняк и каменщик), «Учащаяся молодежь» (студент и студентка), «На страже мира».

Комплекс Зеленого моста с четырьмя парными композициями внесен в регистр ценностей культурного наследия Литвы и охраняется законом.

Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710-2010). - Рига: Институт европейских исследований, 2010.    



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Шерше ля фам!

Шерше ля фам!

Ищите женщину! :)

Игналинская атомная электростанция

Игналинская атомная электростанция

О размахе строительства первой очереди можно судить по следующим цифрам и фактам: построено 50 километров железных и 142 километра автомобильных дорог, уложено 76,5 тысяч тонн арматуры, залито 999 тысяч кубометров монолитного бетона, выполнено 57,5 тысяч кубометров каменной кладки.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо