×
Контекст

Латгальская Хатынь: «По пустой горящей деревне бегали обезумевшие и голодные собаки»

Источник изображения: baltnews.lv

В далеком декабре 1941 года крестьянка Анисья Глушнева из деревни Аудрини укрыла 6 красноармейцев, бежавших из гитлеровского лагеря военнопленных.

Одним из беглецов был старший сын Глушневой, до войны работавший в милиции.

Женщина понимала, что если о ее постояльцах узнают фашисты, то не пощадят ни ее, ни ее малолетнего сынишку Васю, но не могла выгнать старшенького и его товарищей из дома. Беглецы были измучены до такого состояния, что от них остались кожа и кости.
18 декабря 1941 года полицейские второго участка резекненской полиции Лудборж и Ульяновс, патрулируя местность, заглянули в деревню Аудрини. Заметив их, Анисья бросилась в избу, полицейские за ней. Они рассчитывали найти самогон, а вместо этого встретили 6 вооруженных мужчин. Завязалась перестрелка, в ходе которой были убиты полицейский Лудборж и один красноармеец. Полицейские отступили, и солдаты смогли скрыться в лесу.

В тот же день каратели во главе с Майковскисом окружили крестьянскую избу, схватили Анисью и ее сынишку Васю. 33-летний капитан Майковскис Болеслав Язепович 1909 г.р., начальник 2-го участка Резекненской полиции, был очень «религиозным» человеком: между расстрелами женщин и детей он любил петь в церковном хоре… Истязая женщину и ребенка, Майковскис вырывал им волосы, совал горящие спички в глаза и уши — каратели допытывались, где же находятся партизаны.

Другая группа полицейских бросилась вдогонку за красноармейцами, но, потеряв в перестрелке трех товарищей, обозленные каратели вернулись ни с чем.
Начальник Резекненского уезда майор Альберт Эйхелис, вернувшись в Управление полиции, договорился с Майковскисом просить у немецкого гебитскомиссара разрешения на полное уничтожение деревни Аудрини и ее жителей. Такое разрешение ими было получено.
По всему Резекненскому уезду на стенах домов и столбах был расклеен приказ за подписью командира германской полиции госбезопасности Латвии оберштурмбанфюрера СС Штрауха об уничтожении Аудриней, аресте и расстреле всех ее жителей. Причем 30 аудриньских мужчин приказывалось расстрелять на базарной площади г. Резекне.

С самого утра, начиная с окраины села, каратели обходили дом за домом, приказывая находившимся дома крестьянам одеться и выйти на улицы. Там людей сажали на подводы и увозили в Резекненскую тюрьму. Арестовывали всех, без исключения: детей, стариков, женщин, мужчин. В тюрьме арестованных даже не регистрировали: зачем, если их скоро расстреливать? Ничего не понимающих людей избивали, пытали, им не давали ни пить, ни есть.

2 января 1942 года в накануне разграбленные Аудрини нагрянула полиция во главе с Эйхелисом и Майковскисом. Сожжение 42 аудриньских дворов производилось организованно: Эйхелис хотел, чтобы все дома вспыхнули одновременно. Для этого у каждого дома было поставлено по полицейскому с факелом наготове. Поджигали разом по красной ракете, пущенной Эйхелисом в 2 часа дня. По пустой горящей деревне бегали обезумевшие и голодные собаки...

К вечеру следующего дня во двор Резекненской тюрьмы въехали грузовики и аудринцев стали выводить из камер. Картина была жуткая. Люди кричали, умоляли, чтобы их не расстреливали, некоторые падали на землю, чтобы не идти к машинам. Их били ногами, резиновыми дубинками, прикладами автоматов. С обреченных срывали пальто и полушубки: «Они вам без надобности».
Нагруженные машины направлялись к Анчупанским холмам, расположенным в 5 километрах от Резекне. Ямы-могилы были вырыты заранее. Расстреливать начали сразу. 
Так было убито 170 мирных жителей, среди которых было более 50 детей.

4 января 1942 года в 11.30 на Базарной площади в Резекне были расстреляны 30 мужчин-аудринцев, в том числе и юноши 13–17 лет. Группами по 10 человек их расстреливали 20 полицейских из поселка Малта. Согнанные на площадь горожане со слезами на глазах смотрели на земляков-латгальцев. Раненых добивал Харальд Пунтулис.

Есть не подтвержденные сведения, что Харальд Пунтулис за особые заслуги был назначен городской головой в Даугавпилсе. Бежал, в дальнейшем ему удалось эмигрировать в Канаду, где на ценности, изъятые у своих жертв, он открыл строительную фирму.

Ушли от правосудия и Альберт Эйхелис и Болеслав Майковскис.

Болеслав Майковскис (точнее Майковский) ушел на Запад, в дальнейшем перебрался в США.

Альберт Эйхелис скрывался в Западной Германии.

Источник: Наша Газета

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров