Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
27 Марта 2017

Откуда есть пошел завод ВЭФ

Откуда есть пошел завод ВЭФ

18.06.2016  // Фото: www.russkije.lv

В самом конце девятнадцатого столетия (1899–1900 гг.) на Александровской улице в Риге построили великолепное здание в стиле архитектуры неоренессанса — производственный корпус российско-немецкого электротехнического завода «Унион» (позже — главный монтажный зал ВЭФа). Внешний декор фасада, обращенного на главную улицу столицы, украсила внушительная скульптура древнегреческого бога Зевса-громовержеца. Он помещен автором скульптурного оформления А.Фольцем (1851–1926) в обрамленную колоннами нишу и изображен со сжатыми в руках стрелами молний. У его ног — орел как мифологический символ небесной силы и огня. Очевидно, данная композиция должна была вызывать ассоциативный ряд энергии и мощи, созвучный профилю предприятия.

Корпус (и административное здание) завода «Унион» строил по проекту зодчего Генриха Шееля (1829–1909) архитектор-каменщик Христиан Кергалв (Кришьянис Кергалвис). 

Увидев творение мастера, восхищенный император Николай II пригласил старейшину «скамьи каменщиков» Рижской малой гильдии воплощать смелые идеи «промышленного модерна» в других губерниях России.

При сооружении этого корпуса был применен внутренний металлический каркас и железные перекрытия стропильных ферм с вмонтированными окнами верхнего этажа. Такое инженерное решение обеспечило долговечность постройки. Почти через полтора десятилетия (в 1912–1914 гг.) на территории «Униона» возвели еще два корпуса (4-й и 15-й по современной нумерации), спроектированные немецким архитектором Петером Беренсом (1868–1940). Этот уже известный в Европе мастер промышленного зодчества широко использовал свой опыт в Риге. 

… Еще в начале 80-х годов XIX века Генрих Детман построил на окраине Риги кустарную мастерскую, что специализировалась на ремонте телефонных аппаратов и другой сопутствующей техники. Дело оказалось прибыльным и уже в конце 1887 года он, владелец небольшого предприятия и купец 2-й гильдии, приобрел для своей фирмы у купцов Камариных участок земли в 1200 квадратных саженей у Псковского шоссе.

Со временем сформировался постоянный профиль заказов: изготовление и монтаж электрооборудования для военно-морских судов. Правление фирмы находилось в Санкт-Петербурге. Меняя собственников и структуру, предприятие меняло и названия. В 1898 году оно именовалось как Русское электрическое общество «Унион», в 1904 году — это германская фирма «AEG», в 1905 — Акционерное русское общество «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ).

В июле 1915 года, с приближением линии фронта к Риге, вглубь империи начали эвакуировать промышленные предприятия. В числе первых вывезли и оборудование ВКЭ вместе с работниками. Для его эвакуации потребовалось 1470 вагонов.

 Что-то отправили в Петроград и Москву, а основная часть оснастки оказалась в Харькове. Сюда приехало около 3000 работников завода и примерно столько же членов их семей.

Через год состоялось торжественное открытие нового производства со старым названием «Всеобщая компания электричества». До сего времени «Харьковский электромеханический завод» (так называется предприятие с 1925 года) работает как многопрофильное объединение, производящее комплектное электрооборудование для разных отраслей.

Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.  



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

Подходишь ли ты в преемники Грибаускайте?

В октябре состоятся парламентские выборы в Литве, но не за горами и президентские! Проверь себя уже сейчас, сгодишься ли ты в преемники железной леди Прибалтики?

«Рафик» — покоритель советских дорог

«Рафик» — покоритель советских дорог

Предприятие, основанное в 1949 году, поначалу называлось не РАФ, а РЗАК — Рижский завод автобусных кузовов. После войны ощущалась острая нехватка автобусов, и пассажиров часто возили в бортовых грузовиках.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо