Тема недели:
Европа больше не будет кормить Прибалтику
Евросоюз со следующего года сокращает на четверть финансирование программ по поддержке стран Восточной Европы.
Воскресенье
04 Декабря 2016

Откуда есть пошел завод ВЭФ

Откуда есть пошел завод ВЭФ

18.06.2016  // Фото: www.russkije.lv

В самом конце девятнадцатого столетия (1899–1900 гг.) на Александровской улице в Риге построили великолепное здание в стиле архитектуры неоренессанса — производственный корпус российско-немецкого электротехнического завода «Унион» (позже — главный монтажный зал ВЭФа). Внешний декор фасада, обращенного на главную улицу столицы, украсила внушительная скульптура древнегреческого бога Зевса-громовержеца. Он помещен автором скульптурного оформления А.Фольцем (1851–1926) в обрамленную колоннами нишу и изображен со сжатыми в руках стрелами молний. У его ног — орел как мифологический символ небесной силы и огня. Очевидно, данная композиция должна была вызывать ассоциативный ряд энергии и мощи, созвучный профилю предприятия.

Корпус (и административное здание) завода «Унион» строил по проекту зодчего Генриха Шееля (1829–1909) архитектор-каменщик Христиан Кергалв (Кришьянис Кергалвис). 

Увидев творение мастера, восхищенный император Николай II пригласил старейшину «скамьи каменщиков» Рижской малой гильдии воплощать смелые идеи «промышленного модерна» в других губерниях России.

При сооружении этого корпуса был применен внутренний металлический каркас и железные перекрытия стропильных ферм с вмонтированными окнами верхнего этажа. Такое инженерное решение обеспечило долговечность постройки. Почти через полтора десятилетия (в 1912–1914 гг.) на территории «Униона» возвели еще два корпуса (4-й и 15-й по современной нумерации), спроектированные немецким архитектором Петером Беренсом (1868–1940). Этот уже известный в Европе мастер промышленного зодчества широко использовал свой опыт в Риге. 

… Еще в начале 80-х годов XIX века Генрих Детман построил на окраине Риги кустарную мастерскую, что специализировалась на ремонте телефонных аппаратов и другой сопутствующей техники. Дело оказалось прибыльным и уже в конце 1887 года он, владелец небольшого предприятия и купец 2-й гильдии, приобрел для своей фирмы у купцов Камариных участок земли в 1200 квадратных саженей у Псковского шоссе.

Со временем сформировался постоянный профиль заказов: изготовление и монтаж электрооборудования для военно-морских судов. Правление фирмы находилось в Санкт-Петербурге. Меняя собственников и структуру, предприятие меняло и названия. В 1898 году оно именовалось как Русское электрическое общество «Унион», в 1904 году — это германская фирма «AEG», в 1905 — Акционерное русское общество «Всеобщая компания электричества» (ВКЭ).

В июле 1915 года, с приближением линии фронта к Риге, вглубь империи начали эвакуировать промышленные предприятия. В числе первых вывезли и оборудование ВКЭ вместе с работниками. Для его эвакуации потребовалось 1470 вагонов.

 Что-то отправили в Петроград и Москву, а основная часть оснастки оказалась в Харькове. Сюда приехало около 3000 работников завода и примерно столько же членов их семей.

Через год состоялось торжественное открытие нового производства со старым названием «Всеобщая компания электричества». До сего времени «Харьковский электромеханический завод» (так называется предприятие с 1925 года) работает как многопрофильное объединение, производящее комплектное электрооборудование для разных отраслей.

Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.  



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Сериалы против политики!

Сериалы против политики!

Попробуй отличить правду от выдумки сценаристов!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.