Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Понедельник
05 Декабря 2016

Янтарная комната где-то рядом

Янтарная комната где-то рядом

21.04.2015

В июне 1945 г. в руки профессора А.Я. Брюсова попало частное письмо Альфреда Роде, директора художественных собраний Кенигсберга. Как видно из содержания письма, речь шла о какой-то ценной картине, переданной неким коллекционером кенигсбергскому музею на хранение во время войны. А. Роде отвечал в письме коллекционеру, что картина помещена вместе с другими в бункер, ключ от которого им утерян и что он не может поэтому в данное время что-либо сказать о ней.

Сведения о бункере, в котором находятся культурные ценности, заинтересовали А. Я. Брюсова. Вот как он писал об этом позднее: "Роде сказал, что бункер находится на Штайндамме и он очень хочет проникнуть туда, тем более, что он нашел потерянный ключ. Но на проходе туда находится какой-то военный склад и часовой не пропустит его туда. Естественно, что на следующий день Т. А. Беляева (сотрудница Государственного исторического музея), Пожарский (руководитель поисковой бригады и ее сотрудник) и я, взяв с собою Роде, отправились осматривать этот бункер.

Бункер помешался в Штайндамме с левой стороны улицы, если идти от замка, на углу пересечения Штайндамма с Розенштрассе (Розовая) или быть может во втором доме от угла. В бункер вела длинная лестница, вход в которую находился с правой стороны дома. Внизу, опустившись на четыре или пять этажей, мы оказались в прекрасно оборудованном помещении-бомбоубежище. Тут были спальные комнаты и ряд служебных, по-видимому, для хранения вещей, как можно было заключить по разбросанным на полу картинам, скульптурам и т. п... Выбрав две-три лучшие вещи, мы вышли из бункера.

Только позднее, когда мы вернулись в Москву, я вспомнил об этом бункере. Роде говорил, что не мог попасть в бункер, потому что потерял ключ. Найдя его, он пошел с нами, но когда мы пришли в бункер, ни одной двери не пришлось открывать ключом. От какой же двери был этот ключ?

Попав в бункер, мы увлеклись рассмотрением найденных там вещей и совершенно не обратили внимания на Роде. Тут я вспомнил, что в течение некоторого времени А. Роде около нас не было. Он появился только тогда, когда мы собирались уходить. Где же он был?

Не находилась ли Янтарная комната в бункере и при­том в том помещении, ключ от которого был у А. Роде. Ведь мы не осмотрели всего бункера. Не воспользовался ли А. Роде возможностью проникнуть вместе с нами в бункер, чтобы проверить, там ли еще находится Янтарная комната? Не для этого ли он исчезал от нас? Но поздно было сожалеть об этом, что тогда не пришло нам в голову. Возможно, что мы были на пороге открытия тайника, в котором хранится Янтарная комната и не сумели воспользоваться этим"


Источник: Овсянов А.В. В руинах старого замка: документальные очерки о поисках утраченных культурных ценностей. – Калининград: Янтарный сказ, 1997. – 400 с.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Чей туфля?

Чей туфля?

Угадайте политика по обуви!

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Бронзовый солдат: памятник воинам-освободителям Таллина

Авторами монумента освободителям столицы Эстонии, известного ныне как «Бронзовый солдат», стали архитектор Арнольд Алас и скульптор Энн Роос.