×
Контекст

Как русский люд Латвию и Эстонию обживал

Главными сословиями, обживающими прибалтийские города, были купцы и ремесленники. В XIII в. в Риге было 300 русских купцов — постоянных жителей, владеющих здесь недвижимостью. Известны имена некоторых из них: Иван из Режицы, Фома из Икскюля, Андрей из Коконеса, Яков Бобр из Полоцка, Добрый из Пскова.

Уже в начале XIII в. в Риге была Русская церковь, которая подчинялась Псковскому епископу, существовала Русская улица, а в предместье — Русская деревня.

Начиная с XIV в. и в течение XV в. русское население в Риге увеличивается, чему способствовало сближение ее с Ганзой. В связи с этим многие русские купцы с их приказчиками вынуждены были постоянно жить в Риге, т. е. на месте сбыта своих товаров.

Но селились они в предместьях, на берегу Двины, в Московском форштадте (в самом городе русским селиться и торговать было запрещено).

Русские колонии в городах получали особое управление. Так, Петр I дал русским поселенцам Московского форштадта Риги особый суд и администрацию, подчинив их непосредственно президенту рижского магистрата. В 1730 г. Анна Иоанновна отменила должность президента, передав управление русской колонией непосредственно в руки местного генерал-губернатора. Затем более полувека никаких реформ в системе управления русским населением не было. 

Однако русские купцы, поселившиеся в Риге, сумели даже при не очень благоприятных условиях добиться крупных торговых оборотов.

Дело в том, что местная власть не хотела признавать за русскими купцами таких же прав, какими обладали их коллеги-немцы. Лишь в 1783 г., несмотря на противодействие немецкого дворянства, управление прибалтийскими губерниями было преобразовано по типу остальных российских.

Еще важнее было введение в 1785 г. Городового положения, что дало возможность русским принять участие в городском управлении и вообще расширило их права. До 1785 г. в городах Прибалтики существовало дискриминационное для русских и вообще всех не-немцев торговое право и цеховое устройство.

До введения Городового положения правом беспрепятственной торговли в Прибалтике пользовались только «граждане», к которым русских, впрочем, как латышей и эстонцев, не причисляли. «Неграждане» могли торговать только оптом и лишь с купцами-гражданами. 

Ремесленная деятельность «неграждан» также была регламентирована. Городовое положение отменило особый суд и управу для русских, дало им представительство в шестигласной думе и предоставило право беспрепятственно заниматься торговлей и ремеслом.

В Эстонии первые русские торговцы появились в IX–Х вв. Однако в ХIII в. немецкие феодалы завоевали Прибалтику и захватили всю местную торговлю в свои руки. Русским купцам разрешалось продавать свои товары лишь в городах и только через местных немецких купцов.

Но русские купцы проявили большую изворотливость, продавая свои товары еще по дороге, в деревнях. У них эстонские крестьяне покупали деготь, смолу, дрова, алебастр, пеньку и лен, лодки, крашенные деревянные ложки, глиняную посуду и другие гончарные изделия. Дальше эти товары расходились по всей Эстонии. Таким образом, торговые связи между русскими и эстонцами поддерживались постоянно и были весьма разнообразны .

В крупных городах Эстонии еще со средневековья жили русские купцы, т. к. она представляла важное звено в постоянно растущей морской торговле между Русским государством и Западной Европой. В Таллине уже в XIII в. была православная церковь с гостиным двором.

Во второй половине ХV в. в Таллине, Тарту и Нарве значительно возросла доля русского населения, что было связано с развитием производства и торговли в самой России. Русские ремесленники, рыбаки и огородники стали производить все больше продукции на рынок, возросла активность русских торговцев, которые разъезжали по всей Эстонии, добираясь даже до небольших поселков и деревень.

В Таллине русские останавливались в особой части города, здесь в 1410–1422 гг. они построили свою новую церковь.

В Тарту основная часть русского населения проживала в районе, который в то время именовался «русским концом», а находившиеся там ворота — «русскими городскими воротами». Рядом располагался и русский рынок. Много русских проживало в пригороде, где на левом берегу реки Эмайыги вырос большой поселок и было построено специальное помещение для торговли с русскими. Здесь жили русские рыботорговцы и огородники, продававшие лук, капусту, хрен и другие овощи.

В Тарту имелись две русские церкви: одна для новгородцев, другая для псковичей. Под одной крышей с церковью находилось специальное помещение, так называемая гридница, в которой купцы устраивали собрания, пиршества; здесь же были и подвалы, где они держали свои товары. После 1559 г. крупнейшим в Эстонии торговым центром и портовым городом становится Нарва.

Начиная с ХVIII в. в городах и деревнях Эстонии русские купцы уже вовсю торговали так называемыми «русскими товарами» — среди них были русское полотно, грубая шерстяная ткань, меха, птичье перо, конская сбруя, различные текстильные и кожаные изделия, которые на месте не производились; свечи, мыло, точила и точильные бруски, соленая и копченая рыба, икра, пшеничная мука и т. п.

Для эстонского крестьянства и городских низов деятельность русских купцов означала возможность приобретать такие товары, какими немцы вообще не торговали, а также покупать все необходимое по более низкой цене. В 1770 г. в Таллине было зарегистрировано 68 русских купцов; кроме них насчитывалось четыре мясника, четыре свечника, три пирожника и четыре огородника. В Тарту постоянно торговали 20 русских лавок. В Пярну русские купцы, рыбаки и ремесленники образовали даже самостоятельный пригород под названием Слобода. В Нарве в третьей четверти ХVIII в., наряду с купцами-немцами, которых было более 40 чел., насчитывалось примерно 50 русских лавочников, державших торг «русскими товарами».

Источник:  Федосова Э. От беглых староверов к государственной колонизации. Формирование русской диаспоры в Прибалтике (XVIII–XIX вв.).

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров