×
Контекст

История Вентспилского порта

Источник изображения: http://www.wt.matrixplus.ru/

С давних времен город Виндава (Виндау, Вентспилс), в силу своего выгодного географического положения и незамерзающего порта, служил торговым мостом между Востоком и Западом. Еще в конце XIII века на эти земли пришли немецкие рыцари-крестоносцы, заложившие в устье Виндавы Орденский замок. Впоследствии рядом с ним выросло поселение и небольшая пристань, которые и положили начало будущему городу.

Порт за свою историю не раз играл существенную роль в экономике как Прибалтики, так и России. Он был существенным источником благосостояния для города еще в XIV-XVI веках, во времена Ливонского ордена, когда Виндава являлась членом торгового объединения Северных стран — Ганзейского союза.

В XVII веке курляндский герцог Екаб создал в Виндаве крупную судоверфь, на которой были построены 44 военных и 79 торговых кораблей, часть из них герцог продал Англии, Франции и Венеции. Из Виндавы океанские корабли поплыли в колонии Курляндского герцогства — Гамбию и на остров Тобаго.

Однако в середине столетия польско-шведская война привела к разорению герцогства, и Виндавский порт потерял былое значение.

В 1795 году Курляндское герцогство переходит под правление России. Эксплуатация незамерзающего порта могла приносить государству большую выгоду. Поэтому власти Российской империи приняли ряд решений, направленных на его развитие. 2 марта 1897 года по Высочайшему повелению был издан указ о строительстве в Виндавской гавани коммерческого порта и железной дороги Москва – Виндава.

О значении нового проекта свидетельствует такой факт: в Москве специально для нужд дороги был построен Виндавский вокзал (в 1946-м году переименован в Рижский), одна из улиц столицы получила одноименное название.

В 1904 году дорога построили, и это позволило не только центру России, но и Сибири установить через незамерзающий порт связь с Западной Европой. Одновременно со строительством железной дороги была осуществлена масштабная реконструкция и создан фактически новый порт.

В результате накануне Первой Мировой войны через Виндавский порт проходило более половины всего российского экспорта. По бесперегрузочному кратчайшему пути сюда доставляли из внутренних российских губерний сливочное масло, большое количество зерна, льна, леса, сырых кож.

В 1912 году объемы грузооборота в Виндавском порту заметно превосходили аналогичные показатели в Либаве (Лиепае). При этом Виндава считалась и курортным городом. Здесь работал санаторий, летом приезжала масса отдыхающих.

Развитию и росту города и порта помешала война. Балтийские порты прервали работу, вход в них и навигация были закрыты. Некоторые мореходные школы прекратили деятельность, остальные были эвакуированы на побережье Черного и Азовского морей. Во время первой Латвийской Республики (1919–1940) Вентспилсский порт так и не смог достигнуть предвоенного уровня грузооборота.

В 50-х годах прошлого века порт получил разнонаправленное развитие. Часть территории и акватории порта была отдана для нужд рыбопромыслового флота и под строительство рыбоперерабатывающих предприятий. В эти годы были разработаны планы дальнейшего развития города и порта, которые реализовали в 60–70-е годы. Так, в 1961 году пустили в эксплуатацию крупнейший в Балтийском море терминал по перегрузке нефти, через семь лет завершили строительство нефтепровода Новополоцк-Вентспилс.  

Для перевалки жидкого аммиака и калийной соли к территории торгового порта вплотную построили огромный комплекс инженерных сооружений, включавший более 300 промышленных, гидротехнических и специальных объектов.

Этот проект инициировал американский мультимиллионер, владелец фирмы «OXY» Арманд Хаммер. Взамен производимых химических производных Советский Союз по контракту получал суперфосфатную кислоту. Гигантское строительство, объявленное Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, стоило сотни миллионов долларов. В начале 80-х годов здесь было начато масштабное строительство нефтеперегрузочного комплекса.

Масштабный транзит российских грузов через Вентспилс продолжился и с восстановлением независимости Латвии. После 1991 года были построены терминалы по перевалке зерна и перегрузке сокового концентрата с участием российского капитала. Но до 80 процентов в общем объеме грузооборота портового комплекса составляла перевалка нефти.

После прекращения поставок российской нефти по трубопроводу в 2004 году порт был вынужден искать иные виды грузов и других поставщиков. Теперь в общем объеме перевалки значительную часть составляют зерно, минеральные удобрения, калий, контейнерные перевозки.

 

Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров