×
Контекст

Великое княжество Литовское и Русское при Гедимине

Известный русский церковный историк, публицист и писатель Григорий Киприанович в конце XIX в. писал:

«Истинным основателем нового могущества Литвы почитается Гедимин. В его время великое княжество Литовское во внутреннем устройстве, очевидно, подпадает решительному влиянию своих русских областей, т. е. влиянию русской гражданственности.

К концу княжения Гедимина в состав Литовского княжества входили следующие земли: Полоцкое княжество, присоединенное еще при Миндовге, Берестейская земля, или Полесье, княжества Пинское, Туровское, Минское, Витебское и Волынское, а государство Гедимина сделалось известным под именем великого княжества Литовского, Жмудского и Русского. Литовское государство при Гедимине обнимало почти весь нынешний Северо-Западный край, и более двух третей его пространства занято было русским народонаселением.

Гедимин стал именоваться князем литовским и русским. Дружина великого князя состояла в значительной части из русских людей.

Во главе литовско-русских войск нередко стояли русские вожди, как, например, Давид, князь и староста гродненский, женатый на дочери Гедимина.

Гедимин основал новую столицу — город Вильну (1322 г.). Значительную часть жителей этой столицы составляли русские, и уже при Гедимине здесь существовал православный храм св. Николая.

Гедимин был язычник, но, не желая раздражать многочисленных православных жителей подвластных ему русских княжеств, он оказывал полную терпимость православию.

Так, он дозволял строить и украшать православные храмы в своих владениях. От его времени сохранился колокол с надписью 1320 года, принадлежащий Троицкой церкви в нынешнем селе Неводнице, Гродненской губ., Белостокского уезда.

Гедимин не только сам имел русских православных жен Ольгу и Еву, но и сыновей своих женил на русских княжнах и не препятствовал им креститься по православному обряду.

Из семи сыновей Гедимина пять крещены в православии, как то: Ольгерд (Александр), Наримунт (Глеб), Кориат (Михаил), Любарт (Феодор), Явнут (Иоанн). Все пять дочерей были в замужестве за христианами, и только одна крещена в латинство (жена короля польского), а четыре крещены в православие; в числе их были: Анастасия, жена вел. кн. московского Симеона, и Марья, жена тверского князя Димитрия Михайловича. Таким образом в роде основателя Литовско-Русского государства уже прививалось православие. Но сам Гедимин умер язычником. Тело его, по литовскому обычаю, было сожжено на костре вместе с любимым его оруженосцем и боевым конем».

 

Источник: Киприанович Г. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве, с древнейшего до настоящего времени. – Вильна: типография И. Блюмовича, 1899.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров