Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Русская народность в Русско-Литовском государстве

Русская народность в Русско-Литовском государстве

27.02.2015

Известный дореволюционный российский историк А.И. Барбашёв писал:

«Литва, т.е. Литовское княжество конца XIV и начала XV вв. – только по названию литовское государство, в сущности же это государство было русское или, по крайней мере, русско-литовское. Русские в нем составляли огромное большинство населения. Границы Литвы в это время, переходя на северо-востоке за среднее и верхнее течение Западной Двины, на востоке достигая р. Угры, верхней Оки, Ворсклы и нижнего Днепра, на юге касаясь берега Черного моря и наконец на западе доходя до Днестра и верховьев Западного Буга, заключали в себе такие коренные русские земли, как: княжество Киевское, Волынское, Чернигово-Северское, Подолию, Смоленское, население которых было исключительно русское и православное. Кроме того и в собственно литовских землях (Виленской, Ковенской) и даже в столице Вильно русский элемент был весьма значителен. Не позже, как в XIV в. город Вильна называется русским городом у немецких писателей. Те же немецкие писатели, говоря о населении Литвы вообще, нередко упоминают сначала о русских, а потом уже о литовцах.

Русский язык был языком государственным, придворным и народным. Почти все княжеские грамоты о внутренних делах Литвы до конца XV в. писались на русском языке. Ольгерд на печати имел надпись русскую. Князья употребляли в разговоре и в письме русский язык. Ягелло обыкновенно говорил по-русски. Витовт и Ягелло переписывались по-русски. Свидригелло говорил и писал исключительно по-русски.

Не менее русского языка была распространена и русская православная вера. В XIV веке в самом городе Вильна было уже несколько православных церквей. Церковь Св. Николая, например, существовала несомненно уже в 1347 г. В 1393 г. папский легат Иоанн, епископ мессинский, видел много русских церквей. В XIV в. был уже православный монастырь в Троках, что видно из грамоты, данной ему Витовтом…»


Источник: Барбашев А. Витовт и его политика до Грюнвальдской битвы (1410). СПб., 1885.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.