Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Четверг
23 Февраля 2017

Железнодорожный вокзал в Вильнюсе

Железнодорожный вокзал в Вильнюсе

27.11.2015

Начало железнодорожному делу в Виленском (Вильнюсский) крае было положено со строительством Петербургско-Варшавской дороги. Рельсы, соединившие Вильну со столицей Империи, были проложены в 1857 году, первый поезд проследовал 4 сентября 1860 года. На этом участке магистрали путепроходцам пришлось решать сложные инженерные задачи. Достаточно сказать, что на подходе к Ковно (Каунас) и Вильне впервые в истории железных дорог России проложили тоннели длиной 1280 и 430 метров соответственно. Предшественник современного вокзала появился в 1862 году. Первые пассажиры, сошедшие на этот перрон, прибыли из Динабурга (Даугавпилс).

Место для вокзала городские власти выбрали за чертой города, понимая, что его появление даст толчок развитию района. Когда в 1862 году от вокзала в сторону Погулянки стали прокладывать Александровский бульвар (ул. Альгирдо), владельцы отошедших под улицу участков земли включали в цену компенсации и находившиеся на ней посевы ржи. Само здание вокзала было небольшое, в типичном для того времени стиле ранней эклектики — так называемом «штакеншнейдеровском» (по фамилии архитектора). Внутри его был багажный зал, буфет, залы 1-го, 2-го и 3-го классов. Площадь перед станцией всегда была заставлена дрожками и экипажами, высылаемыми сюда от разных гостиниц. Путеводитель по Вильне особо предупреждал о привычке извозчиков брать завышенную плату с приезжих, не знавших городских цен. Для одноконных такса в любую точку столицы края, определенная городской Думой, была 20 копеек, коляски же и кареты нанимались за отдельную плату — втрое выше.

В период всех войн вокзал всегда был стратегической целью. В Первую Мировую его бомбили немецкие дирижабли, во Вторую — советская и немецкая авиация. Самые страшные разрушения вокзал претерпел в январе 1945 года. На путях был взорван советский эшелон с боеприпасами, готовящийся к отправке на фронт. В вагонах были снаряды для «катюш», начиненные термической смесью. Солдаты, рискуя жизнью, пытались расцепить вагоны и отогнать их от эпицентра взрыва. Погибли многие, в том числе и те, кто находился в здании вокзала. О силе взрыва можно было судить хотя бы по тому, что даже в центре города повылетали стекла, осколки дождем сыпались на прохожих. На улице Мицкевича (пр. Гедимина) были раненые, а неподалеку валялась прилетевшая сюда вагонная ось.

После войны вокзальный комплекс частично восстановили, перестроили. Планировочное решение ленинградского зодчего Петра Ашастина (он же — автор проектов железнодорожного вокзала в Каунасе и Финляндского вокзала вЛенинграде) предусматривало изменение фасада, изъятие из общего плана архитектуры элементов эклектизма. На привокзальной площади разбили сквер, установили памятник Сталину работы скульптора Н.Томского. Но стоял он недолго — после смерти «вождя народов» его быстро демонтировали.

К основному корпусу пристроили зал ожидания, вестибюль, вмещающий до 400 человек, кассовый зал; багажное отделение, а также комнату матери и ребенка. Был реконструирован и вокзальный ресторан. Площадь здания увеличили и теперь оно могло одновременно принять до 1250 пассажиров, Проект утвердили в 1949 году, реализовали задуманное в лучших традициях сталинского неоклассицизма в 1950. Характерные признаки архитектуры того времени — пилястры и колонны с имитирующим мрамор покрытием и пышными капителями, лепнина на стенах и потолке. На фронтоне главного фасада — герб Литовской ССР. В 1955 году на стене здания установили плиту из белого мрамора с барельефом Ленина и надписью о том, что 7 сентября 1895 года в Вильно приезжал вождь мирового пролетариата и встречался с местными марксистами. Правда, подтвержденных исторических данных о пребывании Ленина в городе не обнаружено. Эта плита снята в 1991 году после восстановления независимости Литвы. С середины 90-х по проектам архитекторов В.Чеканаускаса и П.Кияускаса поэтапно велись работы в правом и левом крыле, в 2003 году завершили реконструкцию центральной части; а в 2005–2007 гг. реновировали подземные переходы. Архитектурная композиция и внешний вид вокзала изменены не были.


Источник: Прибалтийские русские: история в памятниках культуры (1710–2010). – Рига: Институт европейских исследований, 2010.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Они освобождали родную Прибалтику: 16-я Литовская стрелковая дивизия

Свое боевое крещение 16-я Литовская стрелковая дивизия получила 21 февраля 1943 года.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо