×
Контекст

Аншлюс Клайпеды/Мемеля в 1939 году

Источник изображения: Немцы возвращаются в Мемель, 1939 г.

После Первой мировой войны, когда союзники по Антанте решали судьбу проигравшей Германии, появляется новое территориально-административное понятие «Клайпедский край». Правовой статус края и его жителей определен 99-й статьей Версальского договора, подписанного 28 июня 1919 г. Основным юридическим документом, который регламентировал экономическую, политическую и социальную жизнь этой территории, была Конвенция о Клайпедском крае с приложением его Статута.

Германия никогда не скрывала, что она будет добиваться пересмотра Версальского договора. Эта идея была реализована в 1939 г., когда литовское правительство вынуждено было шаг за шагом удовлетворять, в сущности, все требования немцев.

Такую линию на уступчивость по отношению к Германии поощряли Великобритания и Франция, государства, чьи представители поставили свои подписи под соглашением о присоединении Клайпедского края к Литве.

Двадцать пятого марта 1938 г. Германия потребовала, чтобы литовское правительство распустило охранную полицию, отменило в Клайпедском крае военное положение и цензуру немецкой печати. Кроме того, германская сторона настаивала на ограничении полномочий клайпедского губернатора, который назначался президентом Литовской Республики, а также на освобождении из тюрьмы осужденных за нацистскую деятельность Нойманна и Сасса.

Все требования Германии, направленные на то, чтобы создать в Клайпедском крае условия для беспрепятственной антилитовской деятельности нацистов, были выполнены.

Геополитическая ситуация в Европе становилась все более сложной, напряженность существенно возросла после заключения Мюнхенского соглашения и аннексии Судетской области. Естественно, в Литве не могли не думать: а кто будет следующим? При этом происходящее в Клайпедском крае как бы подсказывало ответ на этот вопрос. Об усиливающемся напряжении свидетельствуют события лета 1938 г.: каждый раз, когда в Клайпеду приходили немецкие пассажирские лайнеры, нацисты инспирировали беспорядки в порту.

Одиннадцатого декабря 1938 г. состоялись выборы в VI Сеймик  края, в результате которых нацисты заняли основные позиции в краевых автономных учреждениях. Вновь избранные депутаты Сеймика отказались присягнуть президенту Литовской Республики и Конституции.

Литовское правительство вынуждено было уступить и допустить приезд в край учителей-немцев, выдав им разрешения на проживание и работу.

Прежняя администрация 23 января 1939 г. передала полномочия новой директории Вилюса Бертулайтиса. Таким образом, судьба края перешла в руки чисто немецкой администрации. Новый председатель директории, бывший директор банка В. Бертулайтис, заместитель командира отрядов штурмовиков Эрнста Нойманна, не пригласил в члены директории ни одного литовца.

Принимая присягу, В. Бертулайтис очертил основные направления своей будущей деятельности: «Новая директория, руководствуясь основами национал-социалистического мировоззрения, считает своей целью проложить путь нашему родному краю в счастливое будущее… Пропаганда против национал-социализма ни в коем случае не будет допускаться».

Став во главе директории края, Бертулайтис сразу заставил всех служащих автономных учреждений записаться в отряды штурмовиков, в противном случае пообещав «выслать их туда, где не светят ни солнце, ни луна». Тем самым был четко обозначен новый политический курс директории края.

Все эти события ясно показывали, что пронемецкие (точнее — пронацистские) силы в Клайпедском крае набирают силу и побеждают. Ими было организовано много шумных и помпезных митингов и маршей.

Семнадцатого марта 1939 г. в газете «Летувос жиниос» было опубликовано сообщение германского телеграфного агентства: «В зарубежной печати сегодня вновь появились слухи, что Германия намеревается в ближайшее время присоединить Клайпедский край. В политических кругах нет никаких сообщений и намеков, которые позволили бы сделать вывод о таких намерениях. Здесь о таком плане ничего не известно».

«В ближайшее время»… «ничего не известно»… Между тем до решающих событий оставалось всего несколько дней.

В Клайпеде все произошло за одну ночь. «Клайпеда была — и Клайпеды нет. Во вторник ложились при литовской власти, в среду вставали уже под немецкой…», — с горечью пошутил корреспондент газеты «XX амжюс» («XX век»).

Двадцать второе марта, среда, 8 часов утра. Радио Гейльсберга (совр. г. Лидзбарк-Варминьский в Польше) сообщило, что правительства Германии и Литвы договорились о передаче в тот же день Клайпедского края Германии. Через полчаса об этом сообщило московское и каунасское радио. Около 9 часов начинают завывать сирены фабрик, на домах вывешиваются флаги со свастикой.

Вечером того же дня, в 23.55, в Берлине был подписан договор о передаче Клайпедского края Германии. Договор подписали министры иностранных дел Литвы и Германии Й. Урбшис и Й. фон Риббентроп.

Отдельным секретным протоколом было определено время (7 часов утра 23 марта 1939 г.), до которого Клайпедский край должны покинуть литовские регулярные военные формирования.

 

Источник: Арбушаускайте А. Л. Некоторые специфические эпизоды аншлюса Клайпеды/Мемеля в марте 1939 года // Балтийский регион. - 2012. - № 2.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров