×
Контекст

Проклятый прибалтийский вопрос

В газете «Рижский вестник» в 1927 г. писали:

«В основе общественного стремления и немцев, и латышей, и русских лежит особый принцип. Каждый из этих принципов определяется на основе того, как трактует себя и свою деятельность немец, латыш и русский.

Немец выдает себя за себя и стремится действовать только для себя. В этом и заключается и специфически-национальный принцип. Основывается этот принцип на сознании своего превосходства и силы и отличается прямолинейным эгоизмом. Сделать поэтому этот принцип общим и доминирующим принципом ни в коем случае нельзя.

Латыш выдает себя за другого и стремится действовать в интересах другого. Такого принципа держаться не только онемечившиеся латыши, выдающие себя за немцев и действующие в пользу немечества, но и те мечтатели о специально латышской самобытности, которые силятся трактовать латыша в смысле висящего в воздухе просвещенного европейца, приноравливая свою деятельность к этому заманчивому миражу.

В этом принципе можно видеть лишь измену и искажение своей национальности с эгоистическим служением ее худо скрытой подделке. Возводить такой принцип в общий принцип – просто напросто распространять частную фальшь в общую.

Наконец, что касается русского человека, то в чистом виде его жизненный принцип формулируется так: выдавать себя за себя, но действовать для другого.

Принципу этому соответствует и благородное самосознание, и нравственный альтруизм, но лишь в чистом его виде.

Нельзя сказать, чтобы число русских людей, осуществляющих этот принцип в его совершенстве, было очень велико.

Гораздо распространенней несовершенная практика этого принципа, находящая довольно широкое приложение, между прочим и в Прибалтийском крае.

В силу этой практики русские, не отказываясь от своей русской национальности, незаметно играют в руку своим соседям своей халатностью и попустительством.

Само собой разумеется, в таком виде русский прибалтийский принцип не смеет претендовать на общее признание.

В таком виде русский принцип до сих пор лишь содействовал процветанию прочих ненормальных принципов.

Но в своем совершенном виде русский принцип и есть именно тот принцип, на почве которого прибалтийские национальности могут прийти к примирению и достигнуть гармонии в своей жизнедеятельности.

С проведением в жизнь указанного принципа – и немцы, и латыши, и русские останутся сами собою, и никто не будет посягать на их природу и национальные особенности. А в то же время все гармонично будут действовать для взаимной пользы.

Так как означенный принцип прежде всего есть принцип русский, то русские прибалтийцы первые всем воочию должны показать благодетельность этого принципа. Оставаясь русскими людьми в полном смысле слова, они должны смотреть на прочих прибалтийцев не как на материал дурно понимаемой русификации, а как на ближних, мир и благоденствие которым они всячески должны стараться принести».


Источник: Рижский вестник. – 1902. - № 267.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров