Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Понедельник
27 Февраля 2017

Берлинский мост

Берлинский мост

16.01.2015

В 1928 г., еще во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. Силами и средствами организации Тодта (полувоенная правительственная структура, созданная в 1933 г.) с начала 30-х годов XX в. строилась и скоростная автострада Берлин — Кенигсберг. Однако к моменту нападения фашистских войск на СССР удалось уложить бетонное дорожное покрытие только на одну полосу, хотя земляное полотно было готово полностью.
По первоначальному замыслу в створе с этой магистралью и опережением ее на пять километров строился так называемый Пальмбургский (по названию рядом расположенного поселка Пальмбург) мост через два рукава реки Прегель (Преголи). Среди жителей Калининградской области он получил почему-то название — Берлинский. Строительство его было завершено в 1935 г.
Пальмбургский мост возводился по классической схеме европейского мостостроения того времени и являлся не разводным, а сборно-монолитным. Конструкция моста позволяла в критический военный момент «экономно» вывести его из строя. В чем суть этой «экономии»?

Для обрушения четырех пролетов обычного моста требуется подрыв двух опор. Причем его несложно и восстановить, даже в боевых условиях, уложив бревенчатый настил. В конструкции же Пальмбургского моста заранее было предусмотрено уничтожение пяти пролетов, в том числе и главного (руслового), при подрыве тех же двух опор. Но после этого восстановить движение, да еще в боевой обстановке, было практически невозможно.

«Экономичность» подрыва обеспечивалась и тем, что уже во время строительства мост готовился к разрушению: в опорах предусматривались минные камеры, рассчитанные на необходимое количество взрывчатого вещества. Несмотря на сложность инженерного решения, качество мостостроительных и дорожных работ на прилегающих участках автострады было довольно высоким. При этом предусматривались специальные мероприятия, повышающие надежность и долговечность эксплуатации моста. Высота пролетного строения над уровнем воды позволяла пропускать речные суда любого класса. За 70 лет существования моста в его опорах не обнаружено каких-либо деформаций.
В ночь на 28 января 1945 г. по Пальмбургскому мосту к автостраде нескончаемым потоком шли кенигсбержцы и жители окрестных поселков, фольварков и хуторов, расступаясь перед военными «гономаками», «штеерами» и «опелями». Поток бричек, санок, колясок и велосипедов прекратился только днем 28 января, когда войска 11-й гвардейской армии перекрыли окончательно все южные и юго-западные дороги. 29 января Кенигсберг был окружен полностью, правда, на непродолжительное время. И тогда, в связи с критической ситуацией, генерал О. Ляш отдает приказ об уничтожении Пальмбургского моста, что и было сделано в 0 часов 30 минут.

Сработали зарядные устройства минных камер тех самых опор, на которые опирались русловые и смежные с ними береговые пролеты, при этом, как и планировалось, вставки упали в реку, существенно уменьшив её глубину на фарватере. Естественно, это ощутимо отразилось на дальнейшем ходе боевых действий советских войск на восточной окраине Кенигсберга. 

Именно здесь наши войска перешли к длительной оперативной паузе — обороне вплоть до утра 9-го апреля 1945 г., когда воины 83-й гвардейской стрелковой дивизии прорвали восточный фортовый пояс и устремились к центру Кенигсберга.

Учитывая исключительную важность этого транспортного участка, в тот же день здесь началось строительство комбинированного моста в непосредственной близости от взорванного Пальмбургского. Этот мост функционировал в первые послевоенные годы и обеспечивал движение всех колесных видов транспорта. Пальмбургский мост в течение двух с половиной десятилетий использовался только киностудиями страны в качестве «статиста» при создании военных кинолент.

Источник: Овсянов А.П. В казематах Королевского форта: очерки о фортификац. сооружениях старого Кенигсберга. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.



Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Курсом мордорнизации

Курсом мордорнизации

Реформаторские инициативы, подобные казахстанским, примерно в то же время появились в Узбекистане, могут в ближайшее время появиться в России или Беларуси, но никогда — в странах Прибалтики и Украине. Там категориями модернизации больше не мыслят.

Литва или Северная Корея?

Литва или Северная Корея?

Современная Литва нередко практически не отличима от КНДР. Сумеете ли Вы отличить Литву от Северной Кореи?

Латвийские историки: как Советский Союз латышей фашистами заставлял становиться

Латвийские историки: как Советский Союз латышей фашистами заставлял становиться

Латышские воины не участвовали в карательных операциях, они сражались на фронте против войск СССР. Против армии той страны, которая уничтожила независимость Латвии, осуществляла репрессии против её граждан и позже грозила Латвии новой оккупацией.

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо