×
Контекст

Берлинский мост

В 1928 г., еще во времена Веймарской республики, в Германии была разработана большая программа строительства автострад. Силами и средствами организации Тодта (полувоенная правительственная структура, созданная в 1933 г.) с начала 30-х годов XX в. строилась и скоростная автострада Берлин — Кенигсберг. Однако к моменту нападения фашистских войск на СССР удалось уложить бетонное дорожное покрытие только на одну полосу, хотя земляное полотно было готово полностью.
По первоначальному замыслу в створе с этой магистралью и опережением ее на пять километров строился так называемый Пальмбургский (по названию рядом расположенного поселка Пальмбург) мост через два рукава реки Прегель (Преголи). Среди жителей Калининградской области он получил почему-то название — Берлинский. Строительство его было завершено в 1935 г.
Пальмбургский мост возводился по классической схеме европейского мостостроения того времени и являлся не разводным, а сборно-монолитным. Конструкция моста позволяла в критический военный момент «экономно» вывести его из строя. В чем суть этой «экономии»?

Для обрушения четырех пролетов обычного моста требуется подрыв двух опор. Причем его несложно и восстановить, даже в боевых условиях, уложив бревенчатый настил. В конструкции же Пальмбургского моста заранее было предусмотрено уничтожение пяти пролетов, в том числе и главного (руслового), при подрыве тех же двух опор. Но после этого восстановить движение, да еще в боевой обстановке, было практически невозможно.

«Экономичность» подрыва обеспечивалась и тем, что уже во время строительства мост готовился к разрушению: в опорах предусматривались минные камеры, рассчитанные на необходимое количество взрывчатого вещества. Несмотря на сложность инженерного решения, качество мостостроительных и дорожных работ на прилегающих участках автострады было довольно высоким. При этом предусматривались специальные мероприятия, повышающие надежность и долговечность эксплуатации моста. Высота пролетного строения над уровнем воды позволяла пропускать речные суда любого класса. За 70 лет существования моста в его опорах не обнаружено каких-либо деформаций.
В ночь на 28 января 1945 г. по Пальмбургскому мосту к автостраде нескончаемым потоком шли кенигсбержцы и жители окрестных поселков, фольварков и хуторов, расступаясь перед военными «гономаками», «штеерами» и «опелями». Поток бричек, санок, колясок и велосипедов прекратился только днем 28 января, когда войска 11-й гвардейской армии перекрыли окончательно все южные и юго-западные дороги. 29 января Кенигсберг был окружен полностью, правда, на непродолжительное время. И тогда, в связи с критической ситуацией, генерал О. Ляш отдает приказ об уничтожении Пальмбургского моста, что и было сделано в 0 часов 30 минут.

Сработали зарядные устройства минных камер тех самых опор, на которые опирались русловые и смежные с ними береговые пролеты, при этом, как и планировалось, вставки упали в реку, существенно уменьшив её глубину на фарватере. Естественно, это ощутимо отразилось на дальнейшем ходе боевых действий советских войск на восточной окраине Кенигсберга. 

Именно здесь наши войска перешли к длительной оперативной паузе — обороне вплоть до утра 9-го апреля 1945 г., когда воины 83-й гвардейской стрелковой дивизии прорвали восточный фортовый пояс и устремились к центру Кенигсберга.

Учитывая исключительную важность этого транспортного участка, в тот же день здесь началось строительство комбинированного моста в непосредственной близости от взорванного Пальмбургского. Этот мост функционировал в первые послевоенные годы и обеспечивал движение всех колесных видов транспорта. Пальмбургский мост в течение двух с половиной десятилетий использовался только киностудиями страны в качестве «статиста» при создании военных кинолент.

Источник: Овсянов А.П. В казематах Королевского форта: очерки о фортификац. сооружениях старого Кенигсберга. - Калининград: Янтарный сказ, 1999.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров