×
Контекст

Литовские или белорусские татары

Известный русский тюрколог Антон Осипович Мухлинский писал:

«История Великого княжества Литовского в своё время представляет нам необыкновенное событие. Когда вся Европа вооружилась мечом и ненавистью против мусульман, тогда благоразумная политика государей литовских с любовью и гостеприимством приглашала в свои владения татар, которые принуждены были от стечения разных обстоятельств оставлять свою родину и добровольно переселялись в Литву.

 Здесь-то именно мудрая предусмотрительность литовских государей наделяла татар землями, покровительствовала их вере и, в последствии времени, сравняла их с туземными дворянами, избавив от всех почти налогов…

Витовт жаловал им земли, определив только пожалованному обязанность являться на военную службу… Он также освободил поселённых татар от всяких платежей, податей и поборов. Наконец, дозволил им свободу их вероисповедания, не принуждая их переменить религию и даже скрываться с её обрядами. Таким способом они [татары] пользовались всеми правами гражданства и жили в Литве, как будто на родине, со своею верою, языком и обычаями».

Выходцы из Крыма и Поволжья, жившие в Великом княжестве Литовском, а позже — в Речи Посполитой, со временем образовали самостоятельную этнотерриториальную общность, которую сегодня во всём мире обозначают термином «литовские татары», а в Белоруссии — «белорусские татары». 

На протяжении веков основным занятием литовских татар была военная служба. Они составляли значительную часть конных войск ВКЛ. Так, немецкие хроники, объясняя причину поражения крестоносцев в битве под Грюнвальдом (1410 г.), указывают на большое количество татар на стороне литовского князя Витовта — от 20 до 40 тысяч человек.

 Хроники отмечают, что великий магистр Ульрих фон Юнгинген погиб в битве от руки татарского воина Багардина.

В XVI–XVII веках в Речи Посполитой (частью которой в 1569 году стало ВКЛ) жили, по разным оценкам, от 100 до 200 тысяч татар. Бо́льшая часть из них обосновалась на территории сегодняшней Белоруссии. 

Несмотря на свою многочисленность, татары Белой Руси довольно быстро подверглись языковой ассимиляции — перешли со своих тюркских диалектов на западнорусский язык, который записывали при помощи арабского алфавита. Такие тексты получили название «китабы».

Главным этническим маркером литовских татар был ислам, к которому в ВКЛ и Речи Посполитой относились весьма толерантно. Первая мечеть в Минске появилась в 1599 году (в Москве — в 1744-м). К XVII веку мечети действовали в Гродно, Новогрудке, Заславле и некоторых других белорусских городах.

 

Источник: Кирилл Аверьянов-Минский: Азиатская Литва и европейская Москва

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров