×
Persona Grata Persona Grata

Лисы в курятнике

Источник изображения: www.dcclothesline.com

Розовая волна, розовый прилив — так в 2000-х мировая пресса называла новых лидеров Латинской Америки, осмеливавшихся поставить под вопрос «Вашингтонский Консенсус». В 2003-м году, когда президентом Бразилии был избран Луис Игнасио да Силва — Лула, казалось, в мире зарождается новое движение неприсоединения. Американцы бомбили Ирак, а у США в подбрюшье, в бразильском Порто Алегре, заседал Всемирный Социальный Форум, лозунгом которого с подачи бразильца Лулы стали слова: «Другой мир возможен».

На этой неделе Латинской Америке вновь популярно объяснили — нет, вы поторопились. Другой мир невозможен. Розовая волна оборачивается коричневой пеной. 

Д.Русеф, президент Бразилии:

Русеф

«На кону стоит не только мое президентство, но и уважение к выборам, суверенитету бразильского народа и конституции. Когда законно избранного президента начинают преследовать за преступления, которых она не совершала, то это не демократия, это государственный переворот».

Вслед за уголовным расследованием против Лулы — без пяти минут импичмент для его преемницы, Дилмы Русеф. Русеф отстранена на полгода. Латинской Америке прописана порка. Пока что мягкая. А сколько надежд было! Самым упрямым казался Чавес, с которого розовая волна начиналась.

Потом к Венесуэле присоединилась Боливия. Потом Никарагуа. Потом появился торговый блок Меркосур. Потом удалось прислониться к БРИКС. А вот — ностальгическая фотография — рукопожатие лидеров розовой волны в момент учреждения ими «Банка Юга».

Кульминацией и точкой перелома, возможно, стали президентские выборы в Мексике в 2006-м, когда у кандидата от социалистов Лопеса Обрадара просто украли победу. Но ни российские, ни китайские дипломаты тогда не раздавали печеньки на площади Сокало, где собралось 2,5 миллиона человек. Розовая волна пошла на спад. Сначала в Гондурасе выкинули из кресла Мануэля Селайю. Потом умер Чавес. Потом в Аргентине вежливо ушли Кристину Киршнер.

Освободившееся пространство занимают националистические, олигархические, проамериканские режимы с программами, напоминающими неолиберальные диктатуры шестидесятых. МВФ, Всемирный Банк, НАФТА, Госдеп, ЦРУ, Пентагон. Все как доктор прописал.

Доктор Киссинджер — черный демон Латинской Америки, круживший над ней, словно Кондор, в 60-е, 70-е, 80-е. И получивший на неделе, кстати, за это медаль из рук министра обороны.

Э.Картер, министр обороны США:

Эштон Картер

«Может показаться странным, что министр обороны вручает высшую награду Пентагона бывшему госсекретарю, но я считаю, что это крайне уместно».

Сегодня танками — по киссинджеровским рецептам — людей еще не давят. Колониальный интерфейс обновился. Для качественного путча теперь нужен не заговор офицеров и не автоматчики, как 64-м в БразилиА или как 73-м в Сантьяго Де Чили —  а толпа малолетних идиотов, хорошо организованных и свято верующих в твиттер.

То есть угрюмую стихию бразильских уличных протестов пытаются оседлать сейчас вот эти тощие, но мужественные люди. Их организация, МБЛ — Мовименто Брасил Ливре — Студенты за свободу — подразделение американского фонда Students For Liberty, созданного кругами, близкими к республиканской партии, Международному республиканскому институту и олигархами — братьями Кох. Вот братья Кох, если вы не слыхали о них.

А вот вождь бразильской либеральной революции — двадцатилетний хипстер Ким Катагури, смело атакующий местную бюрократию в ютубе. Ким — приверженец американского образа жизни, американских ценностей, американских гаджетов и американских шмоток.

Главная претензия революционера Китагури к Дилме Русеф — сделав ставку на госкапитализм, Бразилия попала в зависимость от цен на нефть, сою, кукурузу и кофе, слишком сблизилась с Китаем и слишком активно тратила государственные деньги на социальные программы. Это, в свою очередь, привело к коррупции и воровству. В том числе в национальной нефтегазовой компании Петробрас, которую правительство Лулы и Русеф попыталось защитить от приватизации в интересах международных инвесторов.

Ким Катагури

Деньги — уверен хипстер — надо было тратить по-другому. Не на хлеб и не на зрелища — то есть не на пособия и не на чемпионаты по футболу, где бразильская сборная с треском провалилась.

Деньги надо было отдать олигархам, снизив для них налоги, или иностранцам, продав им государственные активы.

Надо было не выпендриваться, а развивать нормальную рыночную экономику.

Цитата из публикации на сайте forbes.com:

«Они белые. Они из Сан-Пауло. Они учатся за счет государства, но, по мнению журналов Тайм и Экономист, именно их организация стала той искрой, которая разожгла народный протест против бразильского президента Русеф и её однопартийцев. Молодые и образованные участники движения «Студенты за свободу» ведут борьбу с правительством с 2014 года, сразу после того, как Сан-Пауло вышел на демонстрации против повышения платы за проезд в общественном транспорте. Студенты взяли это недовольство, добавили к нему свою любовь к рыночной экономике и стали первой молодежной организацией, призывавшей к протестам против Дилмы в 2015 году».

Где-то мы видели такие же молодые лица, не правда ли? Помнит сейчас кто-нибудь Джошуа Вонга из Гонконга?

А ведь этот парень из твиттера был так близок к успеху в китайской революции зонтиков. Правда, местные взрослые вовремя вернулись с работы. Но тут ведь что интересно. Посмотрите еще на одну фотографию.

Вот нынешний президент Бразилии Дилма Русеф, только здесь ей двадцать два года, она студентка экономического факультета и активист левой подпольной организации, боровшейся тогда с проамериканской военной диктатурой. Защитники демократии допрашивали её двадцать два дня — избивали, пытали электрическим током.

В общем, после того, что Дилма повидала на своем веку, за жизнь и здоровье либерального активиста Кима Китагури можно, наверное, не опасаться. Всё у него будет хорошо.

К/ф «Приключения Буратино», [1:40:30]

Диалог из к/ф «Приключения Буратино»:

Тортилла: Это ты что ли, безмозглый дурачок, которого обманули кот и лиса?
Буратино: Кот и лиса? А ты кто такая, чтобы клеветать на моих друзей?
Тортилла: Тогда прости мне мое любопытство, зачем тебе деньги?
Буратино: Чтобы купить театр!
Тортилла: Ты думаешь, что можно купить театр!
Буратино: А разве вы не знаете, что за деньги можно все купить?

Понятно, что перевернуть огормную Бразилию одинокому хипстеру не под силу. Должен сложиться системный кризис. И он сложился. И власть, конечно же, виновата в нем в первую очередь. Падение мировых цен на сырьё вызвало бегство капитала с развивающихся рынков, а модернизации, строительства новых, высокотехнологичных производств, нацеленных на внутренний сбыт, ни в Бразилии, ни в Венесуэле, ни в Аргентине так и не началось.

Пуповина, связывавшая Латинскую Америку с вашингтонским консенсусом была растянута, но не разорвана. Розоватая волна означала, таким образом, лишь вялый компромисс народных партий со своими олигархиями, при котором активы олигархии никто не трогал, но и правительству давали чуть-чуть подкормить людей. При этом воровать могли обе стороны. Пока было, что.

Однако, повторюсь, командные высоты — бразильский Центробанк, крупнейший госбанк — Банко Де Брасил, — сохранялись за ставленниками МВФ, выходцами из американских корпораций, идейными последователями аргентинского министра финансов, известного нам человека, Доминго Кавальо.

Социальная и патриотическая риторика сочеталась с неолиберальным курсом в экономике. Такая конструкция не могла устоять, и теперь мы наблюдаем, как она разваливается. С начала кризиса только в округе Сан Пауло закрылось 4000 предприятий, безработица по стране подскочила в два раза. Не нужно знать португальский, чтобы извлечь из чужого опыта полезные и для нас уроки. 

Кстати, у некоммерческой организации «Студенты за Свободу» есть представительства в Москве и Петербурге. 

Конференция «Кризис на Украине», «Студенты за Свободу», 2015 г., [22:10]

Фрагмент из видеоролика выше, из выступления В.Кичановой:

«Как журналист, я хочу сказать несколько слов о российской машине пропаганды и о том, как она повлияла на войну на Украине. Мы тут книжечки раздали, в них подробное сравнение ситуации в России и на Украине... Я не просто журналист, я еще и представитель законодательной власти в Москве. И после разговоров с избирателями я должна сказать — пропаганда приносит свои плоды».   

Пропаганда, конечно же, приносит свои плоды. Но убежденного либертарианца-рыночника разве ж она прошибет! А потому бразильские сказки обязательно найдут своих поклонников и среди российских читателей.

К/ф «Приключения Буратино», [52:10]

Монолог Лисы из к/ф «Приключения Буратино»:

«Есть такое поле. Волшебное. Поле Чудес. В лунную полночь надо выкопать ямку, положить туда золотой, засыпать землей, посолить хорошенько, полить из лужи и сказать волшебные слова — крекс, пекс, фекс. И идти спокойно спать. А рано утром вырастает дерево, все покрытое золотыми монетами. Понимаешь?»

Революциями куриц всегда командуют лисы.

Что, впрочем, не мешает самим курицам расправлять крылья и громким кудахтаньем приветствовать бурю.

Новости партнёров