Тема недели:
На Западе критикуют модель развития Прибалтики
Западные экономисты и аналитики полны пессимизма в отношении Литвы, Латвии и Эстонии.
Пятница
09 Декабря 2016

Латвия как страна государственной мести

Латвия как страна государственной мести

05.08.2013

Размышления в преддверии 23 августа, годовщины заключения пакта Молотова-Риббентропа.

Одно из главных отличий науки от религии - это отсутствие догм. В науке всё и вся должно постоянно подвергаться сомнению, ревизии, иначе она не может существовать и развиваться. Ежедневно совершаются большие и малые научные открытия, совершенствуется инструментальный и понятийный аппарат. И история как наука подвергается постоянной ревизии: в связи с вновь открытыми или найденными артефактами, архивными документами, свидетельствами очевидцев. Именно по этой причине ставить в основание государственного устройства «общепризнанную» историческую интерпретацию, по крайней мире, недальновидно. А с точки зрения научного подхода к истории просто глупо.

Латвийская республика - ярчайший тому пример, особенно в истории с «оккупацией». Это краеугольный камень латвийского государства, тронь его - и вся конструкция посыплется. Неужели на таком шатком фундаменте можно строить успешное государство? Очередная попытка превратить историческую науку в служанку политических интересов обречена на неудачу.

Так происходит всегда, когда хотят запретить Науку с большой буквы.

Пытались запретить изучать генетику, кибернетику, но человеческий разум, любознательность, жажда познать Истину сметала все преграды. Попытка привить только один единственно верный взгляд на то или иное историческое событие из этого же ряда. И здесь очень непростой вопрос, как поменять «краеугольный камень», чтобы конструкция не посыпалась. Советской Латвии после обнародования пакта Молотова – Риббентропа с этим справиться не удалось. Рискну предположить, что «менять конструкцию» надо сверху. На основании сегодняшних Европейских норм и требований. И тогда вопрос об «оккупации», давно и прочно раскалывающий общество, можно снять с повестки дня и вернуть в нормальное русло научной полемики историков.

Но латвийские политики дали задание не только историкам, но и юристам: поставить эту умозрительную конструкцию на какой-то правовой фундамент. К сожалению, этот правовой фундамент оказался варварским в прямом смысле этого слова. В 1991 году любой юрист в своей практической деятельности обязан был в первую очередь руководствоваться «Всеобщей декларацией прав человека» от 10 декабря 1948 года, где уже в преамбуле сказано: «принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества…»

И далее, статья 11:

«1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным путём гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности защиты».

Статья 15:

«Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишён своего гражданства или права изменить своё гражданство».

Итак, с точки зрения вышеупомянутой Декларации, юристы по заданию политиков совершили поистине варварские деяния. Во–первых, был применён принцип коллективного наказания, когда без разбирательства персональной вины были лишены гражданства около 800 тысяч человек. Гражданами Латвии были признаны только подданные ЛР до 1940 года и их потомки, прочие обладатели советских паспортов стали латвийскими негражданами.

Во-вторых, практически подавляющее большинство из тех, кого лишили гражданских прав, под предлогом участия в «оккупации», сам лично к тем событиям не имел никакого отношения.

Наказание по принципу «сын отвечает за отца» - из варварских времён, применение в смягчённом варианте принципа «кровной мести».

Уверен, деятельность по облечению в псевдоправовые нормы политического заказа, лозунгом которого был принцип «политической целесообразности», есть прямое должностное преступление.

В статье 30 Декларации прав человека говорится:

«Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».

Таким образом, с точки зрения Декларации любое внесудебное наказание в виде лишения гражданства, поражения в политических правах и т. д. незаконно. И любые оправдания таких деяний любыми тезисами, в том числе и тезисами об «оккупации», юридически ничтожны.

Увы, практика принятия несправедливых, но тщательно обоснованных юристами решений продолжается. Собрана и заседает рабочая группа по подготовке преамбулы к основному закону страны – Конституции Латвии. Для чего понадобилось вносить целый раздел в документ, который, как правило, не трогают десятилетиями? К сожалению, для того, чтобы снова расколоть латвийское общество, на этот раз по этническому признаку. Политическая элита одержима новой идеей: записать в Конституции, что в Латвии есть государственная нация, а есть и остальные, для государства не столь важные. Послабление может быть сделано для вымирающей народности ливов, их объявят автохтонами, то есть аборигенами. И наступление уже началось: такие нормы были недавно внесены в Закон о гражданстве. Процесс государственной мести продолжается…



Автор: Владимир СОКОЛОВ, Сопредседатель латвийского «Союза граждан и неграждан», член правления Конгресса неграждан

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Этот стон у них свободой зовется

Этот стон у них свободой зовется

«Граждане, расходимся, у меня знакомый дипломат в Чикаго есть, он сказал, что всё будет путем, за Литву словечко замолвят, без паники!».
Политики этих стран клеймят «ватников» за «рабское сознание», высокомерно улыбаются при словах о том, что их правительства назначаются по звонку из посольства США, гордо бросают «Мы играем в западных клубах» и пытаются учить демократии.

Бойтесь миротворцев

Бойтесь миротворцев

Холодная Война вроде бы уже двадцать семь лет закончилась, а такое ощущение, что всё у нас еще впереди.

Литовские князья как защитники русских земель

Литовские князья как защитники русских земель

Отдавая явное предпочтение русской гражданственности и русским людям, литовские князья с удивительным политическим тактом и всецело опираются на русское население государства, оберегают его верования, обычаи и права, постепенно подчиняются его культурному влиянию.