Тема недели:
Евродепутат: вмешательство России спасло Сирию и Европу
Интервью с депутатом Европейского парламента от Латвии (социал-демократическая партия «Согласие») Андреем Мамыкиным.
Среда
29 Марта 2017

Лучше быть, а не казаться

Лучше быть, а не казаться

28.06.2013

А собственно, каково положение стран Прибалтики в системе российских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов? Определенный интерес представляют с этой точки зрения доклады СВОП и ряда родственных структур. Анализ вышеупомянутых документов свидетельствует: страны Прибалтики неуклонно теряют для России свое значение.

Период, когда Россия была готова сделать первый шаг и предложить взаимовыгодный диалог даже ценой уступок, закончился.

Однако аналитические доклады фабрик мысли это еще не государственная политика. Посмотрим на эволюцию Концепций внешней политики России. Первая принята в 1993 году. Последняя - в 2013 году. Двадцать лет это уже не только политика, но и история. В Концепции–1993 странам Прибалтики посвящено полторы страницы, столько же - отношениям с США. С доброжелательностью апостола Павла и упорством китайского крестьянина авторы предлагают сотрудничество в экономике и политике.

А в Концепции–2013 стран Прибалтики нет. Регион Балтийского моря есть, а их нет, просто нет, пустое место, страница перевернута и забыта. Зато Австралия - есть.

Теоретически на фоне крушения политических и экономических стереотипов еще возможен поворот стран Балтии от одновекторной внешней политики к ее многовекторной модели — обращение к потенциалу традиционных географически-исторических связей. Такой вариант развития событий представляется возможным, т.к. в дипломатии никогда не говорят «никогда». Однако в настоящее время, как писал А.Мошес, Россия для политических элит стран Прибалтики остается «…внешним, чуждым для Европы государством – сибирской Нигерией или Алжиром» соответственно «логичным становится проведение по отношению к ней эгоистичной политики, сводящейся к получению доступа к ее источникам сырья и транзитным путям, лишению страны естественных конкурентных преимуществ и одновременным мерам по ограждению себя от возможных рисков в сфере «мягкой безопасности»».

Какие выводы следует сделать российской дипломатической службе, с нашей экспертной точки зрения?

Российская политика в текущих условиях не должна реагировать на незначительные изменения внешнеполитического курса наших соседей. Следует, конечно, приветствовать отдельные шаги наших партнеров, направленные на корректировку и решение наиболее острых проблем. К примеру, постепенное движение Эстонии к ратификации пограничного договора на заранее согласованных условиях. Тем не менее, следует видеть то, что это лишь нюанс, тогда как общая линия эстонской политики направлена в другую сторону. Именно поэтому мы не должны частный случай принимать за тенденцию, не следует делать масштабных выводов.

Еще раз подчеркну: эпоха компромиссов по принципиальным позициям в политике и экономике прошла.

Особо следует отметить то, что предстоящее председательство Литвы, безусловно, имеет значимый элемент интриги.

Во-первых, для любой страны это паблисити, а для малого государства - тем более. Появляется возможность провозгласить новый курс, тем более что старый себя дискредитировал.

Во-вторых, председательство Литвы в Европейском союзе может способствовать интенсификации диалога между Россией и объединенной Европой в целом. Диалог в этом период может стать более интенсивным, хотя по-прежнему проблемным. Не исключено и то, что Литва «придерживает в резерве» позитивные инициативы в российско-балтийских и российско-европейских отношениях. Впрочем, верится в это с трудом.

В-третьих, в странах Прибалтики наблюдается определенная консервация политических элит, партий, партийных программ и идеологий.

Идет демографическое обновление электората. Уже голосует «молодежь» 1981-1995 гг. рождения, не помнящая СССР. Для нее Россия как коммунистическая «империя зла» это просроченный электоральный продукт, на такое они уже не покупаются.

В-четвертых, несмотря на масштабные усилия ряда политиков (а в особенности литовских консерваторов и эстонских реформистов) версия о тотальной ответственности России буквально за всё (вплоть до состояния районной больничной кассы и уровня штрафов за нарушение правил дорожного движения) уже не работает. Пальцем на соседа показывать, конечно, удобно, но если делать так всегда, то очень скоро перестанут верить, причем свои же.

В-пятых, четко определились финансовые перспективы в рамках ЕС, причем нашим соседям ясно то, что на увеличение дотаций рассчитывать нельзя, а вот на секвестр - можно.

В этих условиях ресурс прагматичной восточной политики получает определенные шансы на реализацию в Риге (особенно если учесть возможную смену правительства в Латвии в 2014 году), менее вероятно в Вильнюсе и Таллине.

В этом отношении даже Латвия с ее проблемами неграждан для России более интересна, чем Литва. Последний пример – в начале июня министр промышленности РФ Д. Мантуров открыл в Елгаве предприятие Уралвагонзавода с объемом инвестиций свыше 40 миллионов долларов. На церемонии был не только посол России. Присутствовал президент Латвийской республики... А литовские политики в том же июне устами премьер-министра Буткявичюса признались: видимо, политика перезагрузки отношений с Россией не сработала.

По этому поводу могу сказать только одну ремарку: лучше быть, а не казаться. В данном случае Литва после прошлогодних выборов в Сейм пыталась казаться дружелюбной по отношению к России, но лишь на словах. А на деле только за текущий июнь был сначала отчет Департамента госбезопасности Литвы, потом послание Сейму президента Грибаускайте, потом настоящая кампания в СМИ – и все это содержало простую мысль: Литва это осажденная нация, а враг – у ворот. Отмечу, это все происходило за несколько недель до того, как Литва формально возглавит Европейский союз.

Стали ли эти настроения, тот месседж, с которым Литва занимает этот пост до конца года, неожиданными для России? Сомневаюсь. Думаю, уже давно понятно: главная проблема Литвы это отнюдь не Россия, которая спокойно реализует масштабные проекты с ведущими странами мира, лидерами глобальной экономики от Австралии до Германии. Главная проблема Литвы – это русофобская элита, которая, увы, доминирует почти 25 лет (с небольшими исключениями в партийно-политическом спектре и хронологии). С таким подходом будущего у наших отношений нет. 



Автор: Николай МЕЖЕВИЧ, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ.

Комментарии
Читайте также
Новости партнёров
Загрузка...

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Лучшее средство от «кремлевской пропаганды»

Особенно хорошо понимаешь надуманность проблемы «российской пропаганды», когда в очередной раз сталкиваешься с новостью о том, как еще один молодой отморозок с «бандерой головного мозга» оскорбляет или бьет украинских стариков, осмелившихся пойти против красно-черного мейнстрима.

Переродившиеся убийцы

Переродившиеся убийцы

«Убийство — незаконно. Поэтому все убийцы заслуживают наказания. Если, конечно, они не убивают тысячами, под звуки фанфар».

Шерше ля фам!

Шерше ля фам!

Ищите женщину! :)

Литовский Праведник мира — о литовском национализме

Литовский Праведник мира — о литовском национализме

 Эта молодежь гордится тем, что не знает ни одного иностранного языка (это при двух миллионах всего народа!), поэтому она мало образована; ее помыслы ограничиваются мечтою о сытном местечке, собственном домике или именьице... идеи общественного служения ей совершенно чужды... 

Попробуйте новый дизайн!

Дорогой читатель, предлагаем Вам попробовать новую версию нашего сайта. Вы в любой момент сможете вернуться к текущей версии сайта, а также оставить свой комментарий и оценку.

Попробовать!
Нет, спасибо