×
Дайджест

Перспективы развития финансового сектора РФ

В современном мире именно небанковский финансовый сектор является основным местом формирования долгосрочных инвестиционных ресурсов, дефицит которых столь остро ощущается в отечественной экономике.

Анализ, проведенный экспертами, говорит о том, что российскому небанковскому финансовому сектору присущи многочисленные внутренние структурные проблемы, сдерживающие его развитие. 

Споры о роли финансовых рынков в развитии экономики ведутся с давних пор. В настоящее время можно говорить о наличии определенного консенсуса – ведущие мировые экономисты, на основе теоретических и эмпирических исследований пришли к выводу о том, что «существует устойчивая связь между уровнем развития этих рынков и долгосрочными темпами экономического развития». Экономики с более развитыми финансовыми системами в долгосрочной перспективе растут быстрее. Сегодня все успешные модернизации опираются на долгосрочные вливания, формируемые внутренними институциональными инвесторами, которые притягивают средства глобальных игроков.

Однако в России наблюдаются обратные процессы. За последние 10 лет фиксируется снижение ликвидности ряда сегментов финансового рынка, уменьшение доли сделок, на основании которых определяется рыночная цена финансовых активов. К примеру, доля денежного рынка в сделках с акциями выросла с 24% в 2005 г. до 86% в 2015 г.; в корпоративных облигациях рост составил соответственно с 42% до 94%, а в секторе региональных облигаций – с 47% до 76%. В то же время доля рыночных сделок с капитальными активами с каждым годом уменьшается. Наивысший уровень ликвидности рынков акций, облигаций и срочного рынка за период 2009 – 2016 гг. был зафиксирован в 2011 году. Сейчас на рынке акций он упал в 3,2 раза; на облигационном рынке – в 2,6 раза; на срочном – в 1,4 раза. Такую ситуацию эксперты характеризуют как снижение эффективности функционирования финансовых рынков в Российской Федерации. Показатель ликвидности считается важнейшей качественной характеристикой состояния этой сферы. По уровню ликвидности фондового рынка в последние годы отставание России от конкурентов значительно выросло. Если в 2011 году доля России в совокупном объеме биржевой торговли акциями развивающихся рынков составляла 5,1%, то в 2015 году – всего 0,3%.

Российский рынок акций отличается крайне высокой концентрацией, как по структуре оборота, так и по структуре капитализации. Также крайне высока отраслевая концентрация оборота и капитализации. Размер активов небанковских финансовых организаций (относительно суммарных активов всех финорганизаций) в России находится на самом низком уровне среди 50 крупнейших национальных рынков, и этот показатель продолжает снижаться. Соотношение активов небанковского финансового сектора и активов коммерческих банков в России самое низкое среди крупных экономик (сопоставима только Греция). Это является причиной, во-первых, низкой защищенности российской экономики от мировых шоков  («слабый иммунитет»), и, во-вторых, существенного дефицита долгосрочных инвестиций, перераспределяемых финансовым сектором в реальный сектор экономики.

Причины такого состояния небанковского финансового сектора состоят в том, что основную часть его активов  формируют пенсионные деньги, но значительная их часть остается в распоряжении государства, препятствуя развитию индустрии частного управления активами в России. При этом еще не так давно пенсионный сектор демонстрировал наилучшие результаты среди всех сегментов небанковского финансового рынка, в том числе в плане международных сопоставлений.

Однако пенсионные накопления были заморожены, и в ближайшие три года государство не планирует их размораживать. За последние три года в результате замораживания пенсионных накоплений НПФ и управляющие компании недополучили около одного триллиона рублей, в то время как на санацию банков и гарантию выполнения их обязательств государство потратило более 1,6 трлн руб.

В стране так и не был создан Международный финансовый центр (МФЦ). В соответствии с Индексом глобальных финансовых центров (Global Financial Centres Index — GFCI), Москва и Санкт-Петербург находятся в самом низу списка ранжируемых финансовых центров (85-е и 86-е места из 88), уступая всем конкурентам из стран с крупными развивающимися финансовыми рынками. Фактически это означает, что программа по созданию МФЦ в России не выполнена. Эксперты ЦСР напоминают, что согласно «Дорожной карте», утвержденной Правительством РФ летом 2013 года, место Москвы именно в этом рейтинге рассматривалось в качестве целевого показателя. На 2014 г. было намечено вхождение Москвы в топ-40 данного рейтинга (расхождение с реальным рейтингом – 40 мест), на 2015 г. – в топ-25 (расхождение с реальным рейтингом – 53 места), на 2018 г. – в топ-15.

Население, инвестируя большую часть накоплений  в недвижимость, иностранную валюту и банковские депозиты, действует вполне рационально в тех условиях, которые существуют на рынке. Для того чтобы повысить эффективность трансформации сбережений населения в долгосрочные инвестиции в реальном секторе, необходимо изменить условия такого рода вложений. Тогда предприятия смогут привлекать длинные ресурсы от населения через различные финансовые инструменты. Данные меры предложены в докладе. Нам предстоит сформировать такой национальный инвестиционный механизм, который работает в развитых экономиках и наиболее динамично развивающихся экономиках.

Аналогично, многие предприятия, стремящиеся к прозрачности, повышению уровня корпоративного управления и в целом к повышению своей эффективности и к привлечению инвестиций на финансовом рынке, в настоящее время вместо бонуса в виде увеличения притока инвестиций сталкиваются с риском недружественного поглощения со стороны менее прозрачных и менее эффективных компаний. Поэтому в докладе предлагаются меры, защищающие корпорации, стремящиеся к выполнению стандартов функционирования финансовых рынков, что объективно нацелено на предотвращение наметившейся тенденции к снижению количества акций в котировальных листах бирж, и, в конечном счете – на повышение объема долгосрочных инвестиций, привлекаемых российскими корпорациями на финансовых рынках.

Небанковскому финансовому сектору мешают развиваться такие «внешние» по отношению к нему проблемы как:

  • кризис рыночного доверия;

  • деформированная структура российской экономики;

  • доминирование государства.

По сути, проблема доверия в этом списке доминирует. Кризис доверия часто называется различными экспертами в качестве основного тормоза финансового развития в стране. Однако сама эта проблема, по мнению авторов доклада, проистекает из низкого качества действующих в России институтов, предопределяющих плохой инвестиционный климат и низкое качество государственного управления.

В нынешнем своем состоянии российский финансовый сектор не способен помочь преодолеть инвестиционный застой и вывести экономику страны на траекторию устойчивого роста. Поэтому необходимо изменить государственную политику в данной сфере. Предпосылки для изменений есть — главной ресурсной базой будущего инвестиционного роста, по мнению экспертов, могут стать финансовые средства, находящиеся в распоряжении домашних хозяйств (по оценкам, свыше 40 трлн рублей или примерно 50% ВВП страны).

Нужно изменить инвестиционную модель — перейти от «точечного» инвестирования собственных средств предприятий, государственных средств и иностранных инвестиций к массовому инвестиционному процессу, в который вовлечены широкие массы домохозяйств, повышающему уровень конкуренции и эффективность экономики.