Дайджест

Прокуроров бросят на защиту бизнеса

  412 0  

Ни для кого не секрет, что уголовное преследование предпринимателей в России является инструментом для передела собственности. Масштабы трагедии настолько огромны, что даже Президент РФ в своем федеральном послании 03 декабря 2015 года прямо сказал о том, что в 2014 году по экономическим статьям было возбуждено 200 тысяч дел. При этом до суда дошли 46 тысяч, а 15 тысяч – развалились в ходе процесса. Приговором же закончились только 15% всех дел. «83% предпринимателей, ставших фигурантами таких дел, в итоге потеряли свой бизнес», - отмечает эксперт Тимур Хутов. 

Кроме того, на сегодняшний день в стране не работает механизм фактического возврата предпринимателю собственности, отобранной в результате незаконного уголовного преследования, либо возмещения ущерба от незаконных и необоснованных следственных действий. Причем, силовики далеко не всегда являются инициаторами такого давления, часто они оказываются всего лишь средством для устранения конкурентов. В прошлом году был достигнут максимум за последние 6 лет по количеству возбужденных дел против предпринимателей. Пока ни власти, ни бизнесмены не пришли к единому выводу о том, как с этим эффективно бороться. 

Ожидается, что новые предложения по ограничению уголовного преследования предпринимателей будут высказаны в ежегодном докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. В конце апреля документ будут выложен на обсуждение, а затем представлен президенту. Бизнес-омбудсмен, в частности, предлагает внести ряд изменений в уголовно-процессуальное законодательство. 

Самым главным положением является то, что уголовные дела против бизнесменов будут возбуждаться только с согласия прокурора. Аналогичным образом должен решаться вопрос об аресте подозреваемого. Также прокурор должен иметь полномочия по отмене постановления о возбуждении уголовного дела. Помимо этого, разрешение следователям будет требоваться и для проведения ряда следственных действий при расследовании экономических преступлений. Предложение касается выемки и досмотра – как раз тех следственных действий, которые на практике применяются зачастую без вообще каких-либо оснований. 

Согласно уголовно-процессуальному кодексу выемка производится на основании постановления следователя. Ее отличием от обыска являются точные данные о том, что предметы находятся в определенном месте. По мнению адвоката Тимура Хутова, на практике происходит повсеместная подмена выемки полноценным обыском, когда в постановлении указываются формальные основания и изымаются предметы, которые вообще нигде не фигурировали до проведения следственного действия. От подобных обысков часто страдают компании, у которых незаконно забирают всю документацию, не утруждаясь обоснованием своих действий. Более того, подобные следственные действия почти полностью парализуют текущую деятельность компании, поскольку следователи имеют право забрать не только документы, которые, по их мнению, «имеют отношение к делу», но и компьютеры, серверы и т.д. После этого работа компании просто останавливается, что ведет к колоссальным ежедневным убыткам. 

Прокурор может стать тем должностным лицом, которое обеспечит соблюдение прав предпринимателей при расследовании экономических преступлений. Однако это не единственное предложение омбудсмена – он предлагает и более масштабные нововведения. Речь идет о создании специального органа, который будет заниматься расследованием всех преступлений в сфере экономики. За образец предполагается взять Финансовую гвардию Италии, которая является одним из самых эффективных ее правоохранительных органов. Она наделена широким спектром полномочий - от налогового и таможенного контроля до надзора за законностью при проведении государственных закупок и размещении заказов.
Итальянский опыт показывает, что подобная концентрация полномочий по оказывается очень эффективной и способствует снижению уровня коррупции. Вполне возможно создание такого органа и в России, однако реализация этого проекта потребует изменения структуры правоохранительных органов, поэтому говорить об этом можно только в долгосрочной перспективе. На данный момент достаточно было бы обеспечить прокурорский надзор за расследованием экономических преступлений, а затем уже заниматься более масштабными изменениями. 

На законодательном уровне власти не так давно уже предпринимали попытку снизить давление на бизнес. Речь идет о внесении изменений в УПК РФ, которые ограничивают право назначения ареста обвиняемым в совершении экономических преступлений. Согласно ст. 108 УПК РФ заключение под стражу может быть назначено предпринимателю только в том случае, если соблюдено одно из условий: он не имеет постоянного места жительства на территории РФ, его личность не установлена, им нарушена ранее избранная мера пресечения либо он скрылся от органов расследования или суда. 

Казалось бы, в СИЗО сейчас должны находиться единицы обвиняемых по экономическим преступлениям. Однако это не так – правоохранительные органы находят лазейки для обоснования этой меры пресечения. Так, суды в большинстве случаев отправляют под арест госконтрактников на основании того, что не относят их деятельность к предпринимательской. Следователи, в свою очередь, настаивают на аресте бизнесменов, несмотря на поправки к УПК РФ. По этому поводу Верховный суд давал специальное разъяснение, однако пока ситуация не изменилась.

Обсуждение ()
keyboard_arrow_up