×
Дайджест

Телемедицина в России: проблемы, законодательство, использование

В Калининграде ведущие специалисты крупнейших медицинских центров России обменялись опытом лечения пациентов с нарушениями ритма сердца. Действительность диктует свои правила игры. Врачи начинают использовать телемедицину. Подробно в статье об онлайн-технологиях в российском здравоохранении.

Телемедицина в российском здравоохранении

Конец 2017 года ознаменовался важным событием в мире отечественной телемедицины. В ФГБУ «Федеральный центр высоких медицинских технологий» прошел семинар «Телемедицина (ТМ) в российском здравоохранении: удаленный мониторинг и удаленная телеметрия в аритмологии».

Научно-практический съезд специалистов был посвящен теоретическим и практическим вопросам наблюдения за больными с кардиологическими имплантированными устройствами. 

Врачи проводили динамический мониторинг за пациентами в послеоперационный период без очных консультаций, используя только технологии телемедицины. 

На семинаре были оговорены следующие вопросы: 

  1. Существующее законодательство ТМ, 

  2. Возможности применения услуги при обязательном медицинском страховании. 

  3. Важной темой обсуждения стало дальнейшее внедрение ТМ в электронную систему клиник. 

Специалисты из Санкт-Петербурга, Калининграда, Казани, Екатеринбурга и других российских городов рассказали про взаимодействие по сети с региональными больницами и особенности наблюдения больных с высоким риском коронарной смерти.

По мнению главного врача центра, кардиохирурга Юрия Шнейдера, телемедицина является стратегическим направлением в российском здравоохранении. Именно поэтому семинар пользовался популярностью среди коллег со всех концов России. 

А также профессор Шнейдер отметил, что за пять лет работы центра в нем было пролечено более 5,5 тысяч людей с нарушениями ритма, установлены кардиостимуляторы, в том числе сложные устройства имплантации. Сейчас телемедицина позволяет дистанционно вести более полутысячи оперированных пациентов.

Такой вид наблюдения дает возможность круглосуточно наблюдать за больным, даже если пациент находится в другом городе или стране.

Кардиоустройство посылает постоянный сигнал, и врач онлайн видит, как работает сердце и имплант. Такой мониторинг позволяет своевременно корректировать терапию, быстро среагировать на возможную опасность, сократить количество визитов к врачу до минимума.

Врачи центра говорят о формировании нового принципа общения между пациентом и медицинским работником. Доктора уже давно освоили высокотехнологичные операции по лечению аритмий. Ежегодно проводится имплантация кардиостимуляторов, кардиовертеров, трехкамерных стимуляторов-ресинхронизаторов. 

Но после выписки из отделения врач не знает, как работает устройство и как на него реагирует сердце пациента. А ведь имплант представляет собой компьютер, которому нужна регулярная диагностика, хоть он и запрограммирован на распознавание и лечение многих видов аритмий.

Целью конференции стало ознакомление с мировым опытом работы телемедицины в этой сфере. Обсуждались возможные вопросы и трудности удаленного мониторинга. Предложены возможные решения, которые помогут сделать дистанционное наблюдение за пациентами после таких операций одним из медицинских стандартов.

Что такое телемедицина (ТМ)?

Если коротко говорить об этом термине, то под телемедициной понимают передачу медицинской информации на расстоянии с использованием различных технологий. Для коммуникации можно использовать компьютеры, мобильные телефоны, мобильные телемедицинские комплексы, которые используются на месте аварий. 

С помощью телемедицины можно осуществлять удаленные консультации узких специалистов, проводить мониторинг состояния больного после серьезных операций или имплантации приборов жизнеобеспечения. Видеоконференции с применением технологий телемедицины позволяют работникам здравоохранения повышать свои профессиональные навыки и расширять знания по специальности. А также этот вид связи позволит организовать консультацию более опытного специалиста или провести консилиум в тех случаях, когда у медиков возникают спорные или тяжелые ситуации в ведении пациентов.

Этапы развития

Развитие телемедицины неотъемлемо связано с развитием технологии. Инновации 21 век (доступный интернет, мобильная связь) позволили «сблизиться» врачу и пациенту. Сейчас можно отправить результаты последних анализов по электронной почте или задать доктору вопрос в чате. Это значительно улучшило доступность медицинских служб. Но «корни» телемедицины начинали формироваться еще в начале 20 века.  

Первый этап 

В этот период накапливалась информация о том, как коммуникации могут помочь системе здравоохранения. Началом его можно смело считать 10-20 гг. 20 века, а концом – период восьмидесятых или начало девяностых. За это время был изобретен телеграф, телефон, телевидение, компьютеры и налажена работа интернета. Существенные успехи в этой отрасли достигнуты при запуске людей в космос.

Второй этап 

В этот период формируется законодательная база телемедицины, создаются ведомственные и федеральные проекты по основам ее работы. 

Третий этап

Он начинается с начала 21 века и длится по сей день. Это период создания региональных телемедицинских систем. Возникают первые центры. Их количество составляет около 200 и расположены они более чем в 50 регионах РФ. Формируется законодательство в отношении ТМ, разрабатываются программы дальнейшего развития подобных технологий. Создаются первые ТМ сети.

На этом развитие телемедицины не прекращается. В будущем в РФ планируется переход на концепцию «электронного здравоохранения». Следует создать единую централизованную систему, которая будет оказывать ТМ-услуги. А также необходима единая нормативная база, финансирование и медико-экономическая стандартизация ТМ, необходимо включить изучение основ ТМ в программу вузов, и более широко использовать ее возможности при подготовке будущих врачебных кадров.

Как внедряли ТМ?

Началом активного внедрения можно считать два документа, которые были приняты в 2001 и 2002 году. Это концепция развития телемедицинских технологий в РФ (приказ МЗ РФ от 21.08.2001) и материалы Парламентских слушаний «О телемедицине и информационной политике». После выхода документов на базе областных и республиканских больниц начали организовываться ТМ-центры. Создавались региональные телемедицинские сети. Благодаря этому могли проводиться дистанционные консультации больных, организовываться конференции и семинары для образования врачей и среднего медицинского персонала. В 2009 году было развернуто уже 224 ТМ-центра и кабинета. Единственным актуальным вопросом осталось финансирование этих инновационных проектов.

Решаемые проблемы

Дистанционная медицина может помочь не только пациентам, но и облегчить труд медицинских работников. Перечислим ее основные задачи:

  1. Консультация пациентов. Этот способ удобен для больных, которые живут в удаленных районах и не имеют возможности регулярно ездить на прием к врачу. А также это актуально для людей в возрасте и инвалидов с нарушением функции передвижения;

  2. Передача медицинской информации. Например, медицинские документы и результаты обследований необходимы для получения заключений, оформления группы инвалидности, справок и выписок;

  3. Видеоконсилиумы с привлечением узких специалистов, экспертов;

  4. Телеобучение. Это может быть трансляция конференций или семинаров, проведение онлайн лекций;

  5. Трансляция операций в обучающем режиме. Она может применяться как для студентов, так и для врачей, желающих повысить свой профессиональный уровень. Кроме того, техника может быть привлечена для контроля за ходом вмешательства более опытного коллеги, если у него нет возможности присутствовать в реальном времени;

  6. Контроль за состоянием здоровья. Например, врач в режиме реального времени может получать информацию о температуре тела пациента, данных его кардиограммы, артериального давления, работы имплантированных приборов (контроль за кардиостимулятором).

Законодательство РФ и статистика распространения

В 2018 году в России принят законодательный документ о телемедицине. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Закон вступил в силу с 1 января 2018 года.

Статистика распространения

  1. В 2001 году была принята концепция развития телемедицины в РФ;

  2. В 2002 уже 40 регионов РФ имели опыт телемедицинской деятельности;

  3. В 2009 году было организовано 224 ТМ центра или кабинета;

  • В Приволжском федеральном округе – 70;

  • В Северо-западном – 44;

  • В Сибирском – 27.

  1. В 2012 в Калининграде открылся «Федеральный центр высоких медицинских технологий», где оказывается хирургическая и кардиологическая помощь, а консультации проводятся онлайн;

  2. В 2016 году запущено приложение «Яндекс. Здоровье», в котором можно получить видеоконсультацию с врачами различных специальностей онлайн;

  3. В 2017 году в тестовом режиме был запущен «Модуль Здоровья». Он доступен не для каждого пользователя, но в нем дистанционно можно пройти базовые исследования (ЭКГ, анализы, дерматоскопия) и получить консультацию врача по их результатам.

Где используется ТМ?

Наиболее актуальное применение телемедицины – это медицинские консультации. В некоторых случаях невозможно лечить пациента без первичного осмотра врача. Но начальная помощь всегда доступна, а вот узкими специалистами и экспертами не всегда укомплектованы поликлиники и стационары. В этом случае на помощь приходит ТМ. Больной проходит первичный осмотр и обследование, обращается к профильному специалисту по видеосвязи и получает квалифицированный ответ.

В неврологии видеоконференция с врачом может быть так же полезна, как и очный прием. Диагноз инсульт специалист заподозрит и по видеосвязи, рекомендуя пациенту тактику дальнейших действий. Существенное облегчение при использовании ТМ могут получить люди с двигательными неврологическими нарушениями: болезнью Паркинсона, рассеянным склерозом, эпилепсией. 

Регулярное посещение клиники для них является проблематичным. А наблюдение врача для таких людей очень важно для контроля за состоянием и коррекции лекарственной терапии. Дополнительным плюсом могут стать электронные рецепты, которые доктор выпишет дистанционно.

Осмотр водителей

В онлайн режиме могут проходить и водительские осмотры. Для этого в транспортных подразделениях устанавливают специальные аппараты. Они осуществляют мониторинг сразу нескольких показателей (пульс, алкотест, пупиллометрия). Результат приходит к фельдшеру или врачу, который дает заключение о годности водителя. Такое тестирование проходит быстрее обычных осмотров. Кроме того, мониторинг за состоянием водителей можно осуществлять удаленно. По показаниям прибора врач или фельдшер может судить, кому их работающих нужен очный осмотр специалиста.

Страхование

Услуги телемедицины востребованы и в страховой сфере. По видеоконференцсвязи доступны врачебные консультации, если пациент находится в любой точке мира. Кроме того, удаленные консультации могут использоваться для получения медицинской страховки. Пациент предоставляет последние анализы, онлайн проходит тестирование в специальном модуле (пульсоксиметр, ЭКГ, термометрия, тонометрия). И врач-консультант по результатам обследования определяет страховой пакет. 

Телемедицина – это будущее здравоохранения. Ее развитие поможет в работе не только врачам. Консультации онлайн позволят пациентам всегда быть в курсе своего состояния и больше доверять профессионалам.