×
Пятая колонка Пятая колонка

БелАЭС стала для Литвы приветом из светлого советского прошлого

Источник изображения: d2b.ru

7 ноября, в годовщину 103-летия Великой Октябрьской революции, в Белоруссии состоялся торжественный запуск Белорусской атомной электростанции. Кстати, а вы в курсе, что по первоначальному проекту Игналинская АЭС, которую в 1983 году СССР построил в Литовской ССР, должна была стоять на 3 километра восточнее — на территории Белорусской ССР? Не в курсе? Тогда рассказываю.

СССР первым овладел технологиями «мирного атома». И до сих пор Россия, преемница СССР, — впереди планеты всей в атомной энергетике. «Росатом» рулит во всем мире. Какой был задан импульс развития!

Так вот, про Игналинскую АЭС. Построить атомную электростанцию в своем северо-западном регионе (Прибалтика + Белоруссия) СССР задумал еще в далеком 1970 году. В этом регионе своих нефти-газа нет, реки не полноводны, потому этот регион был всегда энергодефицитным. Энергии сильно не хватало, а СССР там строил заводы, фабрики, развивал промышленность.

И вот! СССР решил: мы будем строить АЭС на берегу пограничного озера между Литвой и Белоруссией (Друкшяй/Дрисвяты — так называется это общее озеро с литовской и белорусской сторон.)

Проектировщики принялись лазить по берегу и присматривать площадку. Сначала присмотрели на берегу Белоруссии и уже нарисовали проект, а потом, забурившись в грунт, решили — нет. С литовской стороны грунт покрепче будет. Проект переделали, станцию перенесли на литовский берег, всего на 3 км по карте. Строительство началось в 1977 году.

Как я впервые узнал про Игналинскую АЭС

В 1982 году юный лейтенант советской армии, командир взвода связи Юрка Алексеев получил от комбата боевой приказ: прибыть в квадрат такой-то, развернуть узел связи и «дать засекреченный телефонно-телеграфный канал» аж на САМ «РУБИН». «Рубин» — позывной Генштаба советской армии…

Кто не в курсе, в те годы мобильников не было, потому я вез с собой и телефоны, и антенны на четырех машинах (чтобы аж до Москвы достали), и даже свою электростанцию, охреневая от ответственности…

...Еду, ночь. Ничего не понимаю. По моей карте, тут должна быть проселочная лесная дорога, а вместо нее — бетонный автобан. И железная дорога, которой быть не должно, и сортировочная станция… И какие-то огромные бетонно-металлические заводы справа и слева... На дворе — глубокая ночь, я в «медвежьем углу» на границе с Литвой и Белоруссией, где от хутора до хутора — 10 км, где и днем-то человека не каждую неделю встретишь… А тут — десятки грузовиков снуют туда-сюда, прожекторы светят, светло как днем... Где я?

Вижу — милицейский «газик» стоит на обочине, торможу: товарищи сержанты, ГДЕ Я? У меня на карте ничего такого нет! Покажи свою карту, лейтенант. Смеются: твоя карта устарела, она 1977 года. А что тут за последние 5 лет случилось? Не знаешь? Атомная станция строится. Короче, езжай вон туда, по кольцу налево, въедешь в город, а на третьем перекрестке — направо. Там ваши военные стоят, у них спросишь.

И я въезжаю по кольцу налево, и реально — ГОРОД! На 30 тысяч населения. Его на карте еще 5 лет назад вообще не было! Даже на военной.

А знаете, кому я, развернув свои мачты-антенны, давал «секретный телефонно-телеграфный канал» с Генштабом? Генералам строительных и железнодорожных войск СССР. Они приехали с проверкой, узнать, как их подчиненные несут службу, как выполняют планы Партии, Правительства и Генштаба.

Как выглядело социалистическое строительство

Атомные электростанции в СССР строили, конечно, не армейские стройбаты. Их строили гражданские инженеры-физики и рабочие высочайшей квалификации. Но когда надо было в лесу-болоте, в медвежьем углу выкорчевать пни, протащить туда дороги, вырыть котлованы, возвести первое жилье (детские сады, школы, магазины) для семей инженеров-физиков-рабочих, которые туда приедут, первыми строить начинали солдаты.

В этот «нулевой цикл» подключалась армия. Тысячами своих военных строителей. Так был устроен СССР. Я сам, лейтенант Советской армии, тоже приложил руку к строительству атомного гиганта Литвы — Игналинской АЭС. Связь обеспечивал, горжусь…

А еще социалистическое хозяйство выглядело так: строим всей «общиной». Ну вот как в царской России на возведение сруба избы собиралась вся деревня. Кто будет считать, сколько «трудодней» Ванька поработал на Петьку? Пришел, подсобил, потаскал бревна, помахал топором. В следующий раз Петька подсобит Ваньке. Так и СССР строил своим национальным окраинам атомные электростанции, заводы, порты, дороги, не считая свои трудодни.

В 1991-м году российский «ванька» распустил «общину» со всеми своими «петьками». Оставив им все, что было нажито и построено совместно-бесплатно, всем СССР, — даром.

Независимая Литва (и прочие украины-грузии) приняли это как должное. Литве от СССР обломилась целая атомная электростанция. Ой, литовцы! Процветайте!

...Атомная энергетика — особый бизнес. Там затраты на эксплуатацию — минимальные. Десятки лет энергия «мирного атома», когда АЭС уже стоит и работает, приносит 1 000% прибыли. Но вот затраты на воздвижение этих электростанций — десятки миллиардов. А десятки миллиардов — это проценты по кредитам, которые надо отдавать. И сами кредиты, которые надо отдавать. При капитализме никто долгов не прощает…

Как выглядит капиталистическое строительство

В середине 1990-х Игналинская АЭС еще работала и процветала. Независимая Литва продавала с наваром свою почти бесплатную электроэнергию всем своим голодраным прибалтийским соседкам. Но Литве захотелось в Евросоюз, «кружевных трусиков» ей захотелось. А Евросоюз поставил условие: закрываете свою Игналинскую АЭС — возьмем. А так вам не видать европейских кружевных трусиков.

Замечу: литовцы долго кочевряжились, торговались. А Евросоюз настаивал свирепо, как будто от этого зависела его жизнь… Наконец «мировое сообщество» пообещало литовцам построить вместо «совковой» Игналинской АЭС — правильную АЭС, с «нейтронами свободы» (американскими, французскими, японскими, только чтобы не русскими).

Мне тогда случилось взять интервью у свежеиспеченной президентки Литвы — Дали Грибаускайте. Как раз накануне закрытия второго, последнего реактора ИАЭС осенью 2009 года.

Я у нее спросил: как же так, вы режете курицу, несущую даже не золотые, а брильянтовые яйца… Ну что вы, Юрий! У нас сейчас будет 100 500 инвесторов, которые ка-а-ак вложат свои миллиарды в нашу энергетику! Мы 10 таких электостанций ща ка-а-ак построим! За западные деньги. Мы уже даже новое название для новой электростанции придумали: «Висагинская АЭС», в отличие от «Игналинской».

...Не сложилось, 11 лет как уже не сложилось.

Через 2 месяца после моей беседы с президентом Литвы последний второй реактор ИАЭС был выключен напрочь.

Я был там за сутки до его смерти, 30 декабря 2009 года. Успел даже постоять на крышке реактора, пока он еще работал, успел почувствовать всем телом мощь бывшего СССР в его 4 000 тепловых мегаватт. 31-го декабря, в новогоднюю ночь, этот реактор заглушили. Навсегда.

С тех пор ни один «энергетический инвестор» в Литву не пришел от слова «вообще». Литва сейчас — самый большой покупатель импортной электроэнергии в регионе, в основном (не смейтесь) российской. И российского газа — тоже. «Мыши кололись, плакали, но ели кактус» — это про литовцев.

Потеряли они навсегда свое советское наследие, когда 31 декабря 2009 года выключили последний реактор Игналинской АЭС. У которого ресурс тогда был — до 2025 года. На прибыль от его эксплуатации они с тех пор бы еще 2 реактора сумели построить…

Никто никому ничего не должен

7 ноября 2020 года, в годовщину Великого Октября, с той «реперной точки», откуда 103 года назад пошел великий СССР, современная капиталистическая Россия официально запустила Белорусскую АЭС. Первый реактор. Второй обещает запустить через год.

Но уже не так, как свободолюбивым литовцам 33 лет назад, при СССР, не даром. А наоборот — за деньги, и немалые. За кредитные обязательства в 10 миллиардов долларов. Которые свободолюбивые/многовекторные белорусы будут отдавать «Росатому» 10 еще лет (с отсрочкой на 3 года, как я слышал) и по сниженным процентам. Но отдавать таки придется. Этим и отличается альтруистический СССР от современной капиталистической, хоть и дружественной, России.

СССР закончился, и халява вместе с ним. Жаль, но это нужно понять и принять.

P.S. Эх, не повезло Белоруссии, что грунт на ее берегу озера Дрисвяты оказался хуже, чем на литовском. Иначе бы свою АЭС она получила еще в 1985 году — даром.

Читайте также
Какую выгоду принесет БелАЭС белорусам и почему Литва против?
17 июля 2019
Лидеры белорусской оппозиции в очередной раз потребовали остановить строительство Белорусской АЭС в Островецком районе Гродненской области. Их аргументы против БелАЭС полностью идентичны позиции властей Литвы, что странно, поскольку выгода для белорусской экономики и простых белорусов от атомной станции очевидна.
Литва потеряла моральное право критиковать Белорусскую АЭС
15 марта 2018
Литва скрыла инцидент, произошедший в конце прошлого года на Игналинской АЭС при извлечении радиоактивных отходов.
Начальник отдела Игналинской АЭС: атомная энергетика в Литве исчезла навсегда
23 ноября 2017
Интервью с бывшим начальником отдела закрытой в 2010 году Игналинской атомной электростанции, руководителем белорусского землячества Висагинаса Олегом Давидюком.
Экс-директор Игналинской АЭС назвал ее закрытие самоубийственным для Литвы
24 января 2020
Вывод из работы Игналинской АЭС привел к удорожанию электроэнергии для Литвы в десять раз. Бывший директор АЭС Виктор Шевалдин сообщил, что решение о закрытии станции стало самоубийственным для республики и имеет политическую причину.