«Правосудие» в Литве, Латвии и Эстонии давно уже не имеет ничего общего с законом, справедливостью и правами человека. Сегодня здесь можно подвергнуться преследованию или угодить за решетку всего лишь за несогласие с позицией властей, будь то оспаривание правомерности сноса Памятника освободителям Риги, борьба за права русскоязычного населения или изучение исторических событий. Суды и правоохранительные органы Прибалтийских республик стали карательными инструментами, созданными для реализации политических задач западных хозяев местных «элит».
Недавно служба государственной безопасности Латвии без внятных объяснений выдворила с территории республики литовского гражданина Константина Горшкова. Молодой человек жил там последние полтора года, работал программистом. Прямо у себя дома он был задержан сотрудниками правоохранительных органов Латвии, которые вывезли его на границу и оставили там, предупредив, что дорога назад ему закрыта.
Примечательно, что причину изгнания Горшкову никто так и не назвал. Ему лишь сообщили, что латвийские «гэбисты» считают его угрозой национальной безопасности и на этом основании потребовали, чтобы МИД внес его в «черный список». При этом ни в каких радикальных действиях молодой человек замечен не был.
Единственным его «прегрешением» перед местными политическими элитами было то, что он стремился юридическим путем предотвратить снос Памятника освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков.
Сначала Константин пытался защитить монумент в латвийском суде, но проиграл во всех трех инстанциях, а затем вместе с товарищами обратился в Комитет по правам человека ООН. Там пообещали разобраться с проблемой, а на время изучения вопроса вынесли решение о временной защите памятника, который власти Латвии, несмотря на это, все же снесли. Правда, если в ООН признают уничтоженный мемориал памятником культуры, то официальная Рига окажется в сложном положении — монумент придется восстанавливать.
Очевидно, такая перспектива привела отдельных латвийских руководителей в ярость, и они пошли на мелкую и подлую месть Горшкову — лишили молодого человека дома и возможности общаться с близкими ему людьми без всяких на то правовых оснований.
Теперь Константин будет добиваться отмены депортации, но перспективы этого процесса — туманны. Сам факт выдворения ярко продемонстрировал, чего стоит в Латвии закон.
Впрочем, на фоне многих других прибалтийских активистов Горшкову, можно сказать, повезло. Ведь в «новоевропейских» республиках на ровном месте можно запросто лишиться не только дома, но и свободы — причем, на долгие годы.
Месяц назад, 22 сентября 2022 года Харьюский уездный суд в Эстонии приговорил к пяти с половиной годам тюрьмы юриста, общественного деятеля и правозащитника Сергея Середенко, обвиняемого в «антигосударственной деятельности». В чем она выражалась, никто из госорганов Эстонии объяснить толком не потрудился, а судебное следствие предусмотрительно проводилось за закрытыми дверями.
Только после оглашения приговора всплыли отдельные детали деятельности Середенко, которые эстонская Фемида сочла почему-то преступными. По версии следствия, в период с 2009 по 2021 годы правозащитник якобы поддерживал отношения с семью лицами, действующими от имени российского государства, но никто из них публично назван так и не был. Как утверждают правоохранительные органы, Середенко готовил совместно с этими «лицами» статьи для СМИ, преследуя при этом цель «расколоть общество, дискредитировать республику и ее учреждения и бросить вызов конституционному строю, независимости, территориальной целостности и безопасности Эстонии».
На самом деле, ни с какими государственными органами РФ он, естественно, не сотрудничал. СМИ приводят слова его знакомых, считающих, что за таинственных «рыцарей плаща и кинжала» эстонские спецслужбы выдают обычных российских историков.
Властям Эстонии не понравилось, что Середенко открыто изобличал официальный Таллин в дискриминации русских, разжигании русофобии и реабилитации нацизма, и его решили за это «наказать», прибегнув к правовому беспределу.
В ходе суда защитой было убедительно доказано, что он действовал исключительно, как журналист и правозащитник — полностью в правовом поле. Но это нисколько не смутило суд, решение которого, судя по всему, было написано заранее. По мнению эстонских правоохранительных органов и суда, «убедительным» доказательством работы обвиняемого на Россию стал тот факт, что за свои публикации в СМИ он получал гонорары, а также то, что он критиковал украинских ультраправых.
Полное несоответствие таких «умопостроений» законам линейной логики, суд нисколько не смутило, и в итоге Середенко получил срок лишения свободы даже на полгода больше, чем требовала прокуратура.
В 2021 году к шести годам лишения свободы был приговорен известный литовский политик, бывший дипломат и экс-депутат сейма Альгирдас Палецкис.
Местные «правоохранительные» органы долго нарезали вокруг него круги, словно акулы, и, видимо, пытались его таким образом запугать. Когда это у них не получилось, они пошли на крайние меры.
Палецкис в 1990-е–начале 2000-х годов работал в МИД Литвы, дослужившись до престижной должности начальника отдела Западной Европы. В 2003 году ушел в политику, и с тех пор находился в рядах нескольких объединений левоцентристского толка.
При этом он был одним из тех, кто крайне скептически оценивал озвученную националистами и официальными литовскими властями версию событий 1991 года в Вильнюсе, и однажды сказал: «а что было 13 января, значит, у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». Этого ему простить не смогли.
В 2009 году его пытались привлечь к ответственности за «незаконный митинг», но оправдали. В 2011 году обвинили в «оправдании оккупации» и оштрафовали. А в 2018 году он был арестован — теперь якобы за «шпионаж в пользу России».
По версии «гениальных» литовских «правоохранителей», Палецкис по заданию спецслужб РФ собирал данные об участниках процесса по вильнюсским событиям 1991 года. Возможно, именно из-за абсурдности обвинений суд достаточно долго не мог вынести приговор по делу, и только в июле 2021-го приговорил его к шести годами тюрьмы. И это притом, что общественники из десятков стран мира считают его политзаключенным.
Отдельная позорная страница в истории литовского «правосудия» — это само дело о событиях 1991 года в Вильнюсе. Тогда в ходе столкновений погибли 15 человек, большая часть из которых были застрелены при неизвестных обстоятельствах. По результатам расследования, литовские власти организовали два абсолютно абсурдных «судебных процесса», с широким списком обвиняемых: от рядовых солдат до руководителей силовых ведомств СССР. Причем, в 2010 году в Литве задним числом отменили «срок давности» по делу, хотя это и противоречит всем мыслимым и немыслимым правовым нормам.
Фактически дотянуться официальный Вильнюс смог только до бывшего танкиста Юрия Меля и экс-начальника службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии Геннадия Иванова. Им так и не смогли толком объяснить, в чем их обвиняют, но Иванова приговорили к четырем годам лишения свободы, а Меля — к семи (причем, позже добавили к этому сроку еще три года и отказали в условно-досрочном освобождении). Судя по всему, на них оторвались из-за того, что «процесс без обвиняемых» выглядел просто анекдотично.
Приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы понять, что прибалтийская Фемида — это всего лишь инструмент террора, созданный для запугивания неугодных, смеющих говорить правду о происходящем в республиках или задавать неудобные вопросы.
По факту же, Эстония, Латвия и Литва — это полностью несостоявшиеся подконтрольные Западу государства с замашками худших латиноамериканских диктатур середины ХХ века. И сегодня, когда их экономики рассыпаются на глазах, а население все активнее бежит в другие страны, местные власти вместо решения реальных проблем, только наращивают циничный политический террор. И это — путь в никуда.