×
Экономика Экономика

«Предвыборный» бюджет Литвы

Источник изображения: http://baltnews.lt/

Правительство Литвы приступило к рассмотрению подготовленного Министерством финансов проекта бюджета на 2016 г. Отличительной особенностью главного финансового документа страны по сравнению с предыдущими периодами являются его резко возросший дефицит и сокращение европейских и других международных дотаций.

По данным Министерства финансов Литвы, структурный дефицит (соотношение величины государственных расходов с величиной налоговых поступлений) на 2016 г. составит 1,1% от ВВП (максимальное допустимое ЕС отклонение — 1%), а расходы вырастут на 4,1%.

Примечательно, что еще летом текущего года заместитель председателя Европейской комиссии, комиссар по евро и социальному диалогу В.Домбровскис из-за пересмотра Еврокомиссией текущего прогноза Литвы по структурному дефициту в сторону увеличения до 1,9% призывал литовские власти «не допускать отклонения от курса». Судя по прогнозам министерства финансов на 2016 г., ведомству в течение полугода удалось «привести в соответствие» с нормами ЕС структурный дефицит, уменьшив сальдо почти на 1% ВВП, то есть ориентировочно на 360 млн евро (ВВП по итогам 2014г. — 36,2 млрд евро). 

Добиться этого государство смогло бы либо в случае сокращения на указанную сумму собственных расходов, что противоречит парламентским предвыборным обещаниям правящих социал-демократов о наращивании социальных расходов, либо путем увеличения налоговых поступлений в условиях падения на треть темпов роста ВВП.

В сентябре Минфин в очередной раз пересмотрел прогнозы роста ВВП на текущий год в сторону уменьшения с 2,5 % до 1,9 %. Как заявил министр финансов Р.Шаджюс, «мы отмечаем прежние факторы, из которых, пожалуй, важнейшим является наш кризис в отношениях с восточными экономическими партнерами, прежде всего — с Россией. Экспорт пострадал значительно». Выводы министра о сохраняющейся негативной тенденции роста ВВП (2014г. — 3%, 2015г. — 1,9%) подкрепляются данными департамента государственной статистики, согласно которым экспорт товаров литовского происхождения в Россию в январе-июле текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 54,7%.

В свою очередь экспорт молока и молочных продуктов за первое полугодие снизился на 94,2%, безалкогольных и алкогольных напитков — на 69,2% (мясо и мясные полуфабрикаты в РФ в этом году вообще не поставлялись).

За первое полугодие текущего года в РФ было экспортировано сельскохозяйственных продуктов и продуктов питания литовского происхождения всего на 36,7 млн евро, что в 4,8 раза меньше, чем за сопоставимый период  прошлого года (176,7 млн евро). На Россию пришлось 13,6% всего литовского экспорта (включая реэкспорт), что на 50% меньше докризисного показателя — 25%.

По данным министерства финансов, дефицит госбюджета в следующем году может составить 592 млн евро, что означает его рост по сравнению с текущим годом (408 млн евро) на 45,5%.

Если допустить, что Литве удастся, несмотря на падение в 2015 г. на треть темпов роста ВВП, каким-то образом обеспечить его докризисные параметры 2014 г. (при темпах роста 3%) на уровне 36,2 млрд евро, то соотношение госдефицита к ВВП в 2016 г. составит 1,7%.

Чем вызван резкий рост расходов бюджета на 2016 г.? В первую очередь — сокращением европейских дотаций на 13,6% (317 млн евро), до 2 млрд евро, и ростом предвыборных социальных и военных расходов.

Сокращение доходов бюджета из-за урезания дотаций из средств финансовой помощи ЕС и других международных организаций отчасти может быть обусловлено реакцией европейских институтов на позицию Литвы по ряду актуальных вопросов. Так, Еврокомиссия и Международный валютный фонд на протяжении длительного времени добиваются выполнения литовскими властями своих рекомендаций по вводу налогов на транспортные средства и имущество. Еврокомиссия возбудила против Литвы в Суде справедливости ЕС дело за отказ выполнять европейскую директиву (с 2006 г.) по созданию независимого ведомства по расследованию аварий и инцидентов на железной дороге. Брюссель также готов открыть новое дело против Вильнюса о невыполнении европейской директивы от 2003 г. по введению налога на используемый для отопления природный газ (десятилетняя отсрочка истекла в 2014 г.).

Позиция властей Литвы по миграционным квотам в разгар самого масштабного со времен Второй мировой войны кризиса беженцев также вызвала вопросы у руководства ЕС. Еще летом президент Литвы Д.Грибаускайте назвала брюссельское предложение Вильнюсу принять 710 беженцев «несправедливым и нецелесообразным способом решения проблемы», заявив о готовности страны принять втрое меньше — 250 человек. На тот момент Литва предпочла присоединиться к протестным голосам восточно-европейских стран. 

В ответ Германия в лице вице-канцлера З.Габриэля заявила о том, что «Берлин не готов быть плательщиком в Европе, к которой все хотят присоединиться, когда получают деньги, но не хотят разделить ответственность». 

Немецкий сигнал, по всей видимости, дошел до нужных адресатов, вызвав, в частности, негодование премьера А.Буткявичюса, заявившего  о «недопустимости использования такого тона при поиске компромиссов, так как в противном случае это фактически начало использования крайних финансовых мер, в результате которых пострадает то государство, которое не согласится принять мигрантов». Вместе с тем, хорошенько поразмыслив и осознав, что вместо сокращения европейской финансовой дотационной помощи на 13% можно лишиться и половины, глава литовского государства заявила о готовности страны принять и тысячу беженцев.

Бойкотируемые Литвой европейские директивы, призванные стимулировать структурные реформы в экономике, на сегодняшний день являются «невыполнимыми» для правящих элит в условиях стартовавшей парламентской предвыборной кампании, где ставка делается на экономически неоправданный рост социальных расходов в условиях несбалансированного бюджета. Правительство во главе с социал-демократами одобрило увеличение с июля 2016 г. минимальной месячной зарплаты (ММЗ) до 437 евро. По данным члена парламентского комитета по бюджету и финансам К.Главяцкаса, на повышение ММЗ потребуется ежегодно из бюджета дополнительно 200–250 млн евро. В свою очередь председатель Литовской конфедерации профсоюзов А.Черняускас, комментируя данную правительственную инициативу, заявил о том, что «повышение минимальной зарплаты до уровня зарплат квалифицированных рабочих приведет к потере мотивации». По мнению главы профсоюзов, «минималка должна повышаться, но постепенно, чтобы бизнес приспособился, смог повышать и другие зарплаты». Критично к этому шагу правящих социал-демократов отнесся и советник президента банка SEB Г.Науседа, увязав его с началом предвыборной кампании: «Чем ближе выборы, тем меньше учитывается экономическая реальность». По мнению экономиста, 40%-ое повышение размера ММЗ «не учитывает определенные экономические законы, что превращает экономику в служанку политики». 

Сегодня показатели минимальной зарплаты в разрезе прибалтийских стран выглядят следующим образом: Литва — 325 евро, Латвия — 360, Эстония — 390.

Помимо наращивания социальных расходов растут и оборонные траты. Президент Литвы Д.Грибаускайте в ходе открытия генеральным секретарем НАТО Й.Столтенбергом штабного центра Альянса в Вильнюсе заявила о планах государства с опережением на два года довести к 2018 г. расходы на оборону до 2% от ВВП. О серьезности намерений первого лица говорят и заключаемые Вильнюсом сделки по закупке немецкого вооружения (бронетранспортеры и самоходные гаубицы) на общую сумму порядка 500 млн евро (1,4% от ВВП). В следующем году министерство обороны Литвы в рамках модернизации вооруженных сил дополнительно получит 150 млн евро.

С учетом продолжающегося падения темпов роста ВВП Литвы, выпадающих экспортных доходов от потери основных российских рынков сбыта выполнить заявленные предвыборные обязательства можно будет лишь посредством повышения налоговой нагрузки на бизнес, что маловероятно в предвыборный год, либо посредством выхода страны на внешние рынки долгового заимствования. Подтверждением тому стали озвученные министром финансов Р.Шаджюсом правительственные планы по привлечению до конца года на рынках долгового капитала 1 млрд евро. 

Власти Литвы в прошлом году уже прибегали к международным займам в размере 1 млрд евро (по ставке 2,125% годовых).

По данным аналитического справочника ЦРУ, внешний долг Литвы на 31 декабря 2013г. составил 29,5 млрд долларов США — 63% от ВВП (согласно требованиям европейского законодательства уровень госдолга к ВВП не должен превышать 60%). Примечательно, что сами литовские власти в конце 2013 г. озвучивали уровень госдолга в 40%, что вполне устроило Еврокомиссию, которая на основе этих данных согласовала более ранние сроки введения в Литве евро (1 января 2015 г.).

С 2013 г. в Литве сформировалась устойчивая тенденция падения темпов роста ВВП (2013г. — 3,3%, 2014г. — 3%, 2015г. — 1,9%), роста бюджетного дефицита (2013г. — 0,7%, 2014г. — 1,2%, 2015г. — 1,9% (прогноз)) и размера внешнего госдолга. Правящие элиты ради обеспечения собственной преемственности идут на популистские, экономически необоснованные шаги, загоняя население в долговую яму. Согласно международной статистике, сегодня государственный долг Литвы превысил 31 млрд долларов США, что соответствует более 10 тыс. долларам США на каждого гражданина страны. Выходит, что за кого бы ни проголосовали литовцы на предстоящих парламентских выборах — за социал-демократов, либералов, консерваторов — им все равно уготована участь поколения, обремененного долгами: высокие налоги и низкий уровень жизни. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров