Экономика Экономика

«Через полгода Прибалтика окончательно потеряет российский рынок»

Источник изображения: businesspskov.ru
  4972 0  

Недальновидная конфронтационная политика стран Балтии в отношении России уже не раз за последние двадцать с небольшим лет приводила к экономическим проблемам для самих этих республик, не затрагивая при этом внутрироссийскую ситуацию. Активное участие прибалтийских политиков в украинском кризисе стало очередными такими «граблями» в развитии Литвы, Латвии и Эстонии. Причём введённые сельскохозяйственные санкции – это далеко не все рычаги, на которые может надавить Москва в случае продолжения провокационных действий стран Балтии на международной арене. О том, сколько придётся заплатить Прибалтике за продолжение прежней политики в отношении России, как скажутся сельскохозяйственные санкции на самой российской экономике и не поздно ли ещё перевести нынешний международный диалог в русло деэскалации, портал RuBaltic.Ru поговорил с профессором кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, руководителем магистерской программы Санкт-Петербургского государственного университета «Исследования балтийских и северных стран» Николаем МЕЖЕВИЧЕМ. Предлагаем Вашему вниманию вторую часть беседы:

- Николай Маратович, можно ли выстроить цепочку секторов экономики, которые затронут российские сельскохозяйственные санкции в Прибалтике?

- Конечно. Возьмём сыр. С чего мы здесь начинаем? Это кормовые угодья. На сегодняшний день Эстония, Латвия и Литва не покупают комбикормов в Канаде, как, скажем, было в советское время, – это позитивный момент. Но если будет меньше потребности в сыре, то проблема сразу опускается на шаг ниже: куда-то надо девать молоко. Допустим, мы строим комбинат по производству сухого молока, но тогда возникает вопрос – куда девать сухое молоко? И откуда брать деньги на строительство других мощностей, потому что эти мощности уже нельзя использовать. Разговор о том, что сыр можно продать в Китай… будем честны, это несерьёзно. Для Китая в Прибалтике не собрать даже просто адекватного объёма. В Европе, как мы знаем, это нереально – там существует действительно сверхжёсткая система квотирования.

Отступаем дальше: возникает проблема, что делать с поголовьем коров? Прибыли они теперь не приносят, поэтому молочное стадо надо либо пускать под нож, либо продавать, но опять же - куда? Далее фермеры – сейчас они работают, получают какую-то прибыль, получают дотации Европейского союза. Если же они переходят в категорию безработных или устраиваются на предприятия других отраслей, они уже не являются получателями дотаций из еврофондов. Соответственно теряют и производители удобрений, и производители комбикормов, и производители упаковок, и специалисты по транспорту и логистике, и т. д.

В конечном счёте, как это ни смешно, санкции докатываются и до чиновников, потому что на определённом этапе выяснится, что в Министерстве сельского хозяйства работает не меньше людей, чем в сельском хозяйстве, и далее понятно, что должны последовать сокращения.

В Прибалтике этот процесс будет проходить быстрее, чем, скажем, в Польше, но всё же это не один день.

- Если же всё-таки через год аграрные санкции будут сняты, смогут ли прибалтийские продукты вернуться на российский рынок?

- Год – это много. Для некоторых видов производств это, в общем-то, не проблема - развернуть товарные потоки, но вот для молочного животноводства, для сыроварения – это достаточно серьёзный срок.

Я думаю, альтернативные рынки найти не удастся, соответственно, производство будет сокращаться, а потом данное производство (это же не конфеты) будет сложно восстановить. И, кроме того, появится взаимное недоверие.

Представьте, что Вы директор крупной сети продуктовых магазинов, у Вас предприятия разбросаны по всей России, торгуете тем же сыром и думаете: «Качественный продукт можно купить в Литве и в Белоруссии, но в том, что против Белоруссии не будет санкций, я уверен на 99,9%, а в том, что против Литвы они будут или не будут – это ровно 50 на 50». Очевидно, что Беларусь в данном случае будет предпочтительнее. Даже если в Белоруссии этот сыр окажется дороже, Вы - без восторга, но сопоставив риски в обоих случаях - примете решение в пользу Минска.

А теперь посмотрите на ситуацию у наших прибалтийских соседей. Предположим (очень хочется в это верить, и в президентском Указе это предусмотрено), пройдёт месяц-два-три, и стороны найдут общий язык, санкции будут сняты. Если этот период разногласий будет небольшой, то восстановить доверие можно, если же нет, то и литовский производитель будет думать: «У меня фабрика, коровы – искать мне новые рынки или надеяться на бизнес с Россией? Бизнес с Россией выгодный, но кто знает этих политиков… Из-за чего начнётся новый спор? Из-за Молдавии? Лучше всё это продать и владеть фирмой такси, туристов возить».

- То есть чем дальше будет углубляться кризис, тем больше будут деградировать экономические связи между Россией и странами Балтии…

- Безусловно. Причём есть такой нюанс: Финляндия примерно четверть своей молочной продукции продаёт в Россию, но Финляндия в расчёте ВВП на душу населения в несколько раз богаче Эстонии, поэтому потери ВВП в Финляндии будут, может, и не меньше, но катастрофы для финского бюджета, как для эстонского, не будет – планка слишком высока.

Нынешние связи Прибалтики, в том числе и в пищевом производстве, базируются на старом советском и даже досоветском фундаменте, потому что в межвоенный период Советский Союз с превеликим удовольствием покупал продукты питания, прежде всего, у Эстонии, Латвии. Это был хороший бизнес. А разрушаются такие связи, как мы видим, достаточно быстро. Поэтому если всё затянется до весны, то это будет серьёзная проблема для сельхозпроизводителей Прибалтики.

- В таком случае, куда же дальше, на Ваш взгляд, пойдёт нынешнее «санкционное противоборство»?

- Это очень интересный вопрос, и для его анализа существует серьёзная научная база. Довольно давно вышли такие исследования, как «Стратегия непрямых действий» британского исследователя Лиддела Гарта, работа «Об эскалации» американца Германа Кана (1965 г.). В этих работах наглядно показано, что серьёзный конфликт может начинаться с мелочей, с несогласия по торговому договору, иногда даже с обид, нанесённых послу одной страны послом другой страны, а заканчивается это всё ядерной тревогой. Эти исследования актуальны и по сей день, потому что двигаться путём взаимного усиления конфронтации можно достаточно долго.

Если смотреть по книге Германа Кана, мы находимся ещё в начале пути – мы обмениваемся экономическими санкциями. Но, в общем-то, путь этот конечен, только вот конец очень и очень невесёлый.

Поэтому важным выводом этой книги стало то, что гораздо сложнее двигаться назад к деэскалации конфликта. А сейчас перед участниками международного процесса стоит именно этот вопрос – как начать двигаться в обратном направлении?

Это относится и к частным отношениям, например, российско-украинским, российско-эстонским, и к глобальным отношениям – между союзами или между Москвой и Вашингтоном.

- Но теоретически возможно остановиться на этапе санкций?

- Безусловно, это возможно. И здесь хотелось бы напомнить, что помимо негативных примеров, таких, как Первая мировая война, есть и позитивные примеры, когда мир удавалось спасти и эскалацию удавалось прекратить незадолго до глобального конфликта – например, тот же Карибский кризис. Но, к сожалению, есть и другой опыт.

С чего начиналась Первая мировая война. Повод мы знаем – убийство эрцгерцога. А причины интереснее. Они начали складываться ещё 106 - 107 лет назад, когда заключался торгово-экономический договор между Сербией и Австро-Венгрией. Так вот Вена настаивала, чтобы Белград продавал свинину, а ещё лучше - живых свиней по особым льготным условиям. В Белграде понимали, что речь идёт фактически об экономической капитуляции. Поэтому Сербия не согласилась, понимая, что в этом её поддержит Россия. Но и в Вене понимали, что их поддержат в Берлине.

Чем закончится вся эта история, мы теперь знаем, а спустя десятилетия после окончания Первой мировой войны появились исследования австрийских историков, в которых они спрашивали: «Как мы допустили, чтобы из-за цены на свинину и ненужных амбиций на неключевом театре австрийских интересов мы втянулись в войну, результатом которой для нас стало исчезновение Австро-Венгерской империи?». Эти диалоги историков оказались не слишком услышанными, потому что вскоре началась уже Вторая мировая война.

- Здесь напрашивается параллель, что Прибалтика, как Вы отметили выше, неключевой театр международных отношений, но важно, чтобы на нём не был спровоцирован глобальный конфликт…

- Абсолютно точно. Тем более сейчас, когда мы вспоминаем начало Первой мировой войны, важно знать не только то, чем она закончилась (а закончилась она распадом четырёх империй), но и то, что большие войны часто возникают из-за локальных проблем. Естественно, я не говорю, что проблематика торговли свининой была единственной причиной начала Первой мировой войны, но нюанс такой был.

И в этом контексте мне хотелось бы отметить вот такой момент. Сейчас важным признаком развития общества, в том числе российского, является интеграция внешней и внутренней политики – они влияют друг на друга во всё большей степени. В связи с этим я хотел бы сказать, что санкции – это режимы, ограничивающие свободу торговли. А с точки зрения экономиста любое ограничение свободы торговли – это плохо.

Вместе с тем, уже не как экономист, а как международник, я обязан сказать, что санкции – древнейший инструмент регулирования внешнеполитических процессов; политика санкций известна как минимум со времён Древнего Рима, когда они применялись римлянами для того, чтобы «убеждать» те или иные регионы Средиземноморья не поддерживать отношения с Карфагеном. Когда-то это оказывалось успешным, когда-то нет. А если говорить об экспертах стран Балтии, то я бы отметил, что, в частности, коллеги из Латвии утверждают, что США и Европа санкциями против Ирана добились своих целей. В этом контексте я хотел бы отметить, что, во-первых, в отношении Ирана никаких целей они не добились, а во-вторых, не совсем корректно сравнивать Россию и Иран сейчас – это всё-таки разные политические и экономические величины. И здесь, мне кажется, нашим коллегам принимать верные внутриполитические решения мешает качество анализа внешнеполитических процессов. Недопонимание этой взаимосвязи и сослужило дурную шутку для балтийских стран, по которым теперь так существенно ударят ответные российские санкции.

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...
keyboard_arrow_up