×
Энергетика и транспорт Энергетика и транспорт

Правда об Эстонии. В Европу через Россию

Источник изображения: www.geolocation.ws

Решение проблем эстонской экономики, о которых шла речь в статье «Правда об Эстонии. Фасадная модернизация экономики», возможно через развитие отношений с Россией на принципиально более высоком уровне. Однако на этом пути стоят препятствия чисто политического характера, часть из которых была уже проанализирована в статье «Правда об Эстонии. Голые короли демократии». Тем не менее, эстонская экономика сможет занять достойное место в европейском распределении труда лишь при помощи России, через коммерциализацию своей близости с ней.

3 сентября 2011 г. состоялось открытие таможенного пункта «Койдула» на российско-эстонской границе. Принять участие в торжественном мероприятии тогда приехало руководство эстонской республики и даже высокие гости из Брюсселя: на открытие прибыл президент Тоомас Хендрик Ильвес, премьер-министр Андрус Ансип, министр экономики Юхан Партс, еврокомиссар по транспорту и экс-премьер Эстонии (2002-2003 гг.) Сийм Каллас – словом вся политическая элита балтийской республики. В том же 2011 году несколькими месяцами ранее председатель собрания уполномоченных Центрального союза работодателей Энн Вескимяги на конференции «Вызовы в развитии экономических связей с Россией» заявил, что наступил момент для потепления отношений с Россией, а открывающийся после реконструкции пограничный пункт «Койдула» «был бы лучшим началом потепления».

В этот объект было вложено около миллиарда крон, но… экономический выстрел оказался холостым: еще до его открытия стало известно, что ветеринарный пункт для приема скота Россия перевела из Печор в Ивангород, а в открытии КПП с российской стороны, помимо посла, участвовали лишь вице-президент РЖД Вячеслава Лемешко и замминистра транспорта Николай Асаул. В итоге открытие этого таможенного пункта стало символом российско-эстонских отношений, но не их потепления:

пограничный пункт, как и экономический эффект от партнерства между странами – это плод совместных планомерных усилий, а не одностороннее разовое желание, реализация которого, к тому же на фоне регулярной враждебной риторики, не приводит к достойным результатам.

«Наша политика должна, наконец, отдавать себе отчет в том, что наш восточный сосед Россия является очень мощным и обладающим гигантским потенциалом экономическим пространством. Из этого следует, что именно в России находится ключ к успешному будущему экономики Эстонии. Если мы сможем выйти со своей продукцией на российский рынок, то будут преодолены наша безработица, преобладание импорта над экспортом, опасность банкротства госбюджета и пр. Экономика Эстонии имеет все предпосылки для успеха на российском рынке, к тому же у нас сохранилась историческая память о том, как мы на этом рынке добивались успеха и удерживали его», – обычно человек, выступающий с таких позиций, довольно скоро может получить ярлык «кремлевского пропагандиста», однако в данном случае это мысли старожила эстонской политики, а ныне еще и мэра Таллина Эдгара Сависаара, высказанные в книге «Правда об Эстонии». Да и если взглянуть на ситуацию трезво - заметны ли в России колебания в экономических отношениях с Эстонией?

В развитии этих отношений в первую очередь заинтересованы предприниматели самой балтийской республики, и следует признать, что спустя долгие годы политической конфронтации с Россией эстонский бизнес упустил серьезные экономические возможности, за которые теперь придется серьезно побороться со своими североевропейскими соседями.

Показателен здесь пример железной дороги Rail Balticа, проект которой политиками и журналистами в Эстонии часто позиционируется как еще один шаг на пути инфраструктурной евроинтеграции стран Балтии. Однако, как не парадоксально, но этот проект становится бессмысленным в условиях низкого уровня экономического сотрудничества Эстонии с Россией. «В ходе своего последнего визита в Финляндию, - размышляет в своей книге «Правда об Эстонии» Э.Сависаар, - я имел возможность серьезно убедиться в том, как усердно в этом государстве ведется строительство экономического коридора Восток-Запад, то есть прокладка и развитие торгового пути из России в Финляндию, Швецию, затем по мосту в Данию и оттуда уже прямо в Германию. Видя как увлечены финны этим проектом и какие деньги в него вкладывают, начинаешь сомневаться, сумеет ли в самом деле Эстония конкурировать проектом Rail Baltica в доставке грузов из Северных стран в Европу». Проект «Северного потока» уже дает пример серьезной упущенной выгоды из-за политических разногласий Таллина с Москвой – теперь вслед за доходами от транзита газа бюджет Эстонии могут обойти и внушительные суммы от логистических услуг на железной дороге. В то время как Финляндия сумела создать у себя «зеленый коридор» движения товаров между Россией и Европой, Эстонские политики тоже получают пользу от своего восточного соседа, но несколько в иной форме.

«Мы дошли до абсурдного положения, когда правительство фактически само закрыло эстонскому бизнесу путь в восточном направлении и только для того, чтобы до сих пор сидеть на своих местах. Понять такую логику крайне сложно всем, кто хоть немного разбирается в экономико-политических основах функционирования государств. Но, к сожалению, мы позволили сложиться ситуации, при которой правительство покупает продление своей власти, последовательно подрывая экономический фундамент собственного государства», - считает Э.Сависаар.

Ключевым элементов в процессе этой «покупки» власти является «демонизация» образа России и эстонских русских, представляемых в данном контексте как пятая колонна и предатели республики. Однако исследования свидетельствуют о том, что эстонские консерваторы получают свои голоса националистического электората, воспроизводя постоянно ничто иное как миф. Э.Сависаар в «Правде об Эстонии» подчеркивает, что русские акцептируют Эстонское государство как самостоятельное и независимое примерно в той же мере, что и эстонцы, и приводит следующие цифры: «Начиная с 1990-х годов доля русских, считающих Эстонию своей родиной постоянно росла. В 1996 г. уже половина русскоязычного населения называла Эстонию своей родиной (причем среди молодежи до 30 лет – 76%), 30% читало своей родиной Россию, а 9% Советский Союз. В 2000 году уже 85% русских соглашалось с утверждением, что фактической родиной здешних русских является Эстония».

«Русская проблема» Эстонии, исходя из книги Сависаара, состоит не в том, что местные русские считают себя продолжением России (хотя на данный момент 117 тыс. человек в Эстонии и имеют паспорт РФ), проблема состоит в низкой степени доверия эстонских русских политической элите страны и самому эстонскому государству. Данная категория общества, как отмечает автор, больше всего позиционирует себя просто «жителями Эстонии» (66%) и русскими (79%); но при этом даже среди неграждан только 3% отождествляет себя с российскими русскими.

В итоге русские оказываются не агентами Москвы в Эстонии, они существуют во многом просто в политическом вакууме, часто не идентифицируя себя ни с какими политическими центрами силы, скорее, даже формируя свой собственный центр силы.

В этих условиях эстонское руководство проводимой политикой само культивирует их критическое настроение к себе. «Ощущение дискриминированности, - пишет Э.Сависаар, - стало постоянной частью идентичности эстонских русских и ставит серьезные ограничения как для собственной деятельности, так и для деятельности государства и местных самоуправлений».

Таллин в данном случае получается одним из исключений, где имеется довольно обширное представительно неэстонцев в городском собрании (после выборов 2009 г. их стало 27, причем 26 из них – представители «центристов»; для сравнения – среди 101 депутата Рийгикогу на данный момент 9 депутатов-неэтсонцев). Вместе с тем Таллину удается активно развивать экономические отношения, как с Москвой, Санкт-Петербургом, так и с другими российскими регионами, не осложняя эту деятельность политическими истериками по поводу «российской угрозы» и «русской пятой колонны» внутри страны. В 2008 г., например, действительно большое внимание москвичей привлекли Дни культуры Таллина, прошедшие в российской столице. Аналогичные мероприятия, организуемые совместно Таллинном и Санкт-Петербургом, давно получили название просто дружеских «Встреч». По инициативе Таллиннского Русского театра был осуществлен проект обучения студентов для пополнения труппы театра в Школе-студии МХАТ. В 2009 г. между Таллинским горсобранием и Мосгордумой был подписан протокол о сотрудничестве в области коммунального хозяйства. Специальным договором между эстонской столицей и Санкт-Петербургом на данный момент поддерживаются торгово-экономические, научно-технические и гуманитарные отношения между двумя городами.

Столь интенсивное и деполитизированное сотрудничество между отдельными городами на уровень межгосударственных отношений пока перевести не удается; для этого необходимо не так и много: чтобы России во внутреннем театре Эстонии «выдали» новую роль - не политического пугала для правого электората, а экономического партнера для всего эстонского общества, которое в результате этого сможет лишь еще больше интегрироваться в хозяйственный организм ЕС, опираясь на посредничество между крупными странами. Первым шагом на пути к этому может стать подписание российско-эстонского пограничного договора, по которому на данный момент принципиальных расхождений стороны не демонстрируют. Главное, чтобы на этот раз, в отличие от «Койдулы», данный документ стал действительно символом того, что российско-эстонские отношения могут быть успешны и полезны, а не очередным холостым выстрелом.