Культура Культура

Застывшие в камне: советская архитектура в Армении

Источник изображения: Mapio.net
  1788 0  

Советская архитектура в Армении берет свое начало в 20‑х годах прошлого столетия, когда там работал виднейший представитель неоклассицизма — народный архитектор Армянской ССР Александр Таманян. Именно ему принадлежит разработка генерального плана застройки советского Еревана, на который опирались и в дальнейшем, разрабатывая последующие стратегии застройки.

Также он проектировал генпланы и других армянских городов, а в самом Ереване в 1926 году по его проекту была построена первая гидроэлектростанция. В ней, как и в позднейших работах зодчего, советская неоклассика сочеталась с национальными армянскими мотивами.

Ереванская гидроэлектростанция
Ереванская гидроэлектростанция

В том же году он задумал проект здания для Армянского академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна. Оно должно было объединить в себе ведущие на тот момент тенденции советского искусства с элементами прекрасной архитектуры Армении Средних веков, а также — что стало характерным для его работ — с древними орнаментальными традициями армянского народа. Здание было построено только к 1940 году, а позднее, в 60‑х и конце 70‑х годов, пережило две реконструкции, первая из которых достаточно сильно изменила его облик, превратив открытый амфитеатр во второй зал, ставший Большим залом филармонии. Оба зала функционируют в наши дни и способны принять одновременно почти три тысячи человек.

Армянский академический театр
Здание Армянского академического театра оперы и балета имени А. Спендиаряна

Следующим большим проектом Таманяна, разработанным также в 1926 году и положившим начало воплощению генплана его же разработки в центральной части города, был целый комплекс зданий, объединенных одним названием: Дом правительства Армянской ССР. Первым через три года на площади, имевшей форму овала, появился Народный комиссариат по земельным вопросам. К середине 30‑х годов вокруг него начал расти упомянутый комплекс, который впоследствии должен был занять весь квартал и иметь сложную, но гармоничную структуру, в которой бы сочетались различные формы зданий и разная их этажность.

Но глобальные планы нарушила смерть архитектора и начавшаяся вскоре война, заставившая заморозить работы, когда строительство было завершено только в западной части комплекса.

Заканчивать объект довелось сыну зодчего Геворгу Таманяну, продолжившему архитектурную династию. В силу сложной экономической обстановки в послевоенное десятилетие, первоначальный проект был несколько упрощен и именно в таком виде предстал перед жителями Еревана в 1952 году.

Дом правительства Армянской ССР
Дом правительства Армянской ССР

Но самые удивительные шедевры советской архитектуры в Армении, изображения которых кочуют из учебника в учебник и из каталога в каталог, появились уже в более позднее время — в период 60–80‑х годов. Первое сооружение, на котором хотелось бы остановиться, — это Дом шахмат имени Тиграна Петросяна, построенный по проекту Жанны Мещеряковой в конце 60‑х. То, что это треугольное здание именно Дом шахмат, а не, к примеру, волейбола, видно невооруженным глазом: облицовка здания мелкой квадратной плиткой сразу вызывает соответствующие ассоциации.

Дом шахмат имени Тиграна Петросяна
Дом шахмат имени Тиграна Петросяна

Следующий объект относится скорее не к архитектуре как таковой, а к монументальной скульптуре — или к некоему синтезу обоих видов искусства.

Это поистине мегалитическое сооружение, чем-то напоминающее знаменитый Стоунхендж, является мемориальным комплексом в память о жертвах геноцида армян в Османской империи.

Оно было спроектировано молодыми и перспективными архитекторами Артуром Тарханяном и Сашуром Калашяном, а открытие состоялось в 1967 году.

Мемориальный комплекс в память о жертвах геноцида
Мемориальный комплекс в память о жертвах геноцида

Комплекс, находящийся на холме Цицернакаберд в Ереване, состоит из стелы, чья высота равняется сорока четырем метрам, и расположенных по кругу двенадцати базальтовых плит, как бы склоняющихся над размещенным в центре вечным огнем.

Мемориальный комплекс в память о жертвах геноцида
Мемориальный комплекс в память о жертвах геноцида

Необычное здание кинотеатра появилось в Ереване в 1974 году благодаря целой группе армянских архитекторов, получивших за этот проект государственную премию. Проект назывался «Ноев ковчег» и выглядел соответственно, напоминая гигантское морское судно. Но по завершении строительства кинотеатр получил нейтральное и не сказать чтобы оригинальное название «Россия» и до начала 90‑х был самым большим из подобных заведений во всей Армении: его зрительные залы вмещали до двух с половиной тысяч человек одновременно.

После крушения Советского Союза кинотеатр стал прибежищем для многочисленных торговых палаток стихийно образовавшегося рынка, а в прошлом десятилетии едва избежал сноса.

Сейчас часть здания отремонтирована и в ней располагается современный торговый центр, остальное же пространство кинотеатра остается пустующим.

Кинотеатр Россия
Кинотеатр «Россия»

Почти одновременно с кинотеатром, в 1976 году, и по проекту того же коллектива авторов началось строительство знаменитого Дворца спорта в Ереване. Процесс был долгим, завершился только к началу 80‑х годов, но уникальному зданию фатально не везло: буквально через год после открытия оно сильно пострадало от пожара, последствия которого были устранены только к 1987 году.

Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна /1
Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна /1

Если в очертаниях кинотеатра «Россия» без труда угадывается корабль, то предположить в качестве исходного образа, вдохновившего проектировщиков, орла довольно проблематично, тем не менее, опираясь на предварительные эскизы, выводы можно сделать однозначные. Но художникам всех мастей и полагается видеть мир иначе, чем простым смертным. В 90‑е годы сооружение сменило название, став Спортивно-концертным комплексом имени Карена Демирчяна, а в 2000‑е снова претерпело реконструкцию, обошедшуюся весьма недешево. В настоящее время комплекс живее всех живых и регулярно принимает в своих стенах различных известных исполнителей.

Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна /2
Спортивно-концертный комплекс имени Карена Демирчяна /2

Начало 80‑х обогатило архитектуру Армении целой плеядой необычных зданий, которые собирательно можно назвать «космическими». Чего стоит одна только станция метро «Молодежная» в Ереване, по-армянски звучащая как «Еритасардакан», которая была построена в 1981 году. Проектировавший ее архитектор Степан Кюркчян снабдил сооружение замысловатой цилиндрической выступающей частью, в торце которой находится большое окно.

Станция метро Молодежная в Ереване
Станция метро «Молодежная» в Ереване

Если уж мы заговорили о космосе, то грех не упомянуть о здании обсерватории в поселке Бюракан, которое напоминает не то инопланетный шаттл, не то астронавтский шлем. Построенная в 1976 году по проекту архитектора Саркиса Гурзадяна, обсерватория и ныне здравствует, оставаясь одним из виднейших научных центров страны.

Обсерватория в поселке Бюракан
Обсерватория в поселке Бюракан

Поистине космическим задумано было и здание старого терминала аэропорта Звартноц в Ереване. Проект дорабатывался и воплощался в течение более чем двух десятилетий, приобретя окончательный вид в 1981 году. Именно тогда и без того интересное здание терминала увенчала диспетчерская вышка, именуемая в народе то «летающей тарелкой», то «ласточкиным гнездом».

Если это и гнездо, то явно не земных ласточек.

Но шутки шутками, а этот уникальный памятник советского зодчества находится сейчас, уж простите за каламбур, между небом и землей. Ходят упорные разговоры о сносе старого терминала, который сейчас не используется и стоит заброшенным за высоким забором.

Здание старого терминала аэропорта Звартноц в Ереване
Здание старого терминала аэропорта Звартноц в Ереване

Закончить же хочется рассказом об интереснейшем с архитектурной и инженерной точки зрения здании столовой Дома отдыха писателей на озере Севан. Хоть это и будет нарушением хронологической последовательности, но станет достойной точкой в нашем обзоре. Несмотря на то что здание это, спроектированное одним из виднейших архитекторов-конструктивистов Геворгом Кочаром, было построено еще в 1971 году, оно смотрится своим в ряду описанных выше футуристических сооружений. Его необычная форма и уникальное расположение над обрывом на одной точке опоры делают его по-настоящему ценным памятником архитектуры.

Столовая Дома отдыха писателей на озере Севан
Столовая Дома отдыха писателей на озере Севан

В ближайшее время можно надеяться его на реконструкцию, что станет заслуженной наградой после долгих лет запустения.

Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Молдавии
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...
thumb_up close more_vert launch menu chevron_left chevron_right keyboard_arrow_up search eye share comments comments-list facebook vk odnoklassniki twitter google feed