×
История История

«В Германии давно определились, кто был на правильной стороне истории»

Источник изображения: forum.awd.ru

В 70-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны в европейских странах не утихают споры вокруг итогов этой войны и роли СССР в ней. О том, как воспринимают конец войны в современной Германии, порталу RuBaltic.Ru рассказал немецкий историк и политолог Дмитрий СТРАТИЕВСКИЙ:

- Расскажите, что означают 8 и 9 мая для современных немцев? Какие мероприятия проходят в эти дни?

- 9 мая не фигурирует в исторической памяти абсолютного большинства немцев, за исключением тех, кто имеет советские и постсоветские корни или активно сотрудничает со странами СНГ. 8 мая является памятным днем, Днем освобождения. В некоторых федеральных землях, например, в Бранденбурге, это — официальная дата в календаре. Впервые о 8 мая как об освобождении на правительственном уровне заявил федеральный президент ФРГ Рихард фон Вайцзеккер в 1985 году. В этом году 8 мая только в одном Берлине прошло порядка 20 массовых мероприятий, по всей Германии — более 100, они имели различный характер, от возложения венков и небольшой речи до крупных митингов. В Германо-российском музее «Берлин-Карлсхорст», в здании, в котором была подписана безоговорочная капитуляция Вермахта, прошел традиционный марафон — лекции, фильмы, выступления музыкальных коллективов, представительства различных НПО — закончившийся в полночь тостом за мир.

Однако в связи с годовщиной ряд общественных организаций сделали исключение и организовали мероприятия и 9 мая.

К примеру, общественная организация КОНТАКТЫ провела у памятника советскому солдату у Бранденбургских ворот торжественный митинг, рассчитанный главным образом на немецкую общественность.

- Какие настроения царят среди людей, принимающих участие в подобных мероприятиях?

- Для большинства участников это — важный памятный день. Соответственно, люди испытывают радость, чувство сопричастности к великому свершению. Многие ощущают и благодарность, так как нацизм в конечном итоге угнетал и немецкий народ. Известно только об одном заявленном митинге правых. Остальные мероприятия проводятся демократическими силами.

- Под каким углом власти сегодня рассматривают окончание Второй мировой войны в Европе?

- 8 мая в Бундестаге состоялись торжественные слушания к 70-тилетию. Ряд депутатов Бундестага из разных фракций выступили за то, чтобы 8 мая стало общегерманским официальным днем освобождения, а не просто праздником в отдельных федеральных землях.

6 мая с программной речью выступил федеральный президент Йоахим Гаук. Несмотря на некоторые опасения в среде общественных организаций, основным лейтмотивом речи стала признательность антигитлеровской коалиции за освобождение. Цитата: «Война закончилась лишь тогда, когда западные союзники и Советский Союз совместными усилиями принудили Германию к капитуляции и тем самым освободили и нас, немцев, от нацистской диктатуры».

- Как немецкая общественность отнеслась к визиту министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера в Волгоград и к его извинениям, принесенным народам России?

- Важно отметить, что во время визита Штайнмайера сопровождала целая группа политиков, представлявшая все фракции парламента, включая и консерваторов. Германские СМИ, в частности Первый канал немецкого телевидения, журнал Der Spiegel и другие цитируют слова Штайнмайера: «Противоречия нужно преодолевать мирным путем». Влиятельная газета Die Welt, публикующая много критических статей в отношении современной России, в этот раз озаглавила статью о визите немецкой делегации в Волгоград следующим образом: «Русских и немцев объединяет общее "никогда более"». "Никогда более" — это распространенный антивоенный лозунг в Германии.

После этого визита я выступал в Институте Августа Бебеля по проблематике образа России в немецком обществе и в немецких СМИ. В кулуарах гости говорили о визите Штайнмайера. Один из гостей сказал: «Хорошо, что мы можем ладить с русскими, совместно говорить о нашем прошлом».

- Прослеживаются ли тенденции ревизионизма по отношению к итогам Второй мировой войны в Германии? Скажем, 7 мая на конференции в Гданьске лидеры Польши и Литвы уравнивали коммунистические и нацистские режимы. В Германии как воспринимают подобные заявления?

- Ревизионизм, точнее довольно робкие попытки пересмотра истории были фактически побеждены в немецкой историографии еще в начале 80-х годов, до воссоединения страны, во время так называемого «спора историков».

Чувство исторической ответственности за преступления нацизма — это неформальная государственная идеология Германии. Поэтому любой ревизионизм обречен на поражение.

Тем более, что факты и документы неопровержимо свидетельствуют о том, кто разжег пожар Второй мировой войны. Для Германии это скорее «иностранный продукт». Безусловно, коммунизм, вернее сталинизм и его практика, подвергаются жесткой и, на мой взгляд, совершенно обоснованной критике. Однако тенденции к «знаку равенства» непопулярны в немецкой исторической науке. Ведущие немецкие историки придерживаются традиционных научных методов, то есть применяют методологические критерии сравнения. Поэтому оба режима, как правило, рассматриваются отдельно.

- То есть модная теперь украинская позиция, что никакого освобождения их страны в 1945 году не было, не находит аналогичного отклика у немцев?

- Это не модная украинская позиция, а позиция отдельных украинских политиков, с которыми в самой Украине многие не согласны, в том числе и в научном сообществе. Я очень много общался на эту тему недавно в Киеве на Украино-германском историческом форуме Фонда Бёлля и исторических НКО Украины. Безусловно, тема современного конфликта довлела над украинскими участниками, но по крайней мере немецкие историки пресекали попытки политизации истории и презентовали свои исследования в рамках науки, а не политики.

Что же касается самих немцев, то они окончательно определились в том, кто был на «правильной стороне» истории. Это советская армия и западные союзники. Остальные течения маргинальны. Ни одна политическая сила, в том числе и резко критикующая политику современной России, не позволит себе поставить под сомнение итоги Второй мировой войны. В политико-общественной системе Германии это исключено.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!