×
История История

Ремизов: Украина может пойти по балтийскому идеологическому пути

Источник изображения: flnka.ru

Сейм Латвии намерен ввести тюремные сроки за «грубую тривиализацию» так называемой «советской оккупации». Максимальное наказание за преступления такого рода составит три года тюремного заключения. В данный момент ответственность предусмотрена только за публичное отрицание или оправдание подобных деяний. Являются ли такие шаги угрозой и для интересов России? И как необходимо противодействовать данным инициативам? Эти вопросы портал RuBaltic.Ru обсудил с российским политологом, президентом Института национальной стратегии Михаилом РЕМИЗОВЫМ:

- Михаил Витальевич, в Сейме Латвии обсуждается возможность введения тюремных сроков за «публичное отрицание, оправдание, прославление или грубую тривиализацию советской или германской агрессии» против Латвии. Как Вы оцениваете подобное решение?

- Очевидно, что сделано это было в контексте отношений России и Запада и является демонстративным жестом в отношении русскоязычного населения Латвии.

- Как Вы считаете, затрагивают ли подобные действия со стороны Латвии интересы России?

- Эти шаги затрагивают, прежде всего, интересы русских в Латвии, а потому затрагивают и интересы России.

Россия считала и считает себя причастной к судьбе русскоязычного населения в Латвии ещё со времени, когда эти территории входили в состав Советского Союза.

И большая часть русских, которые сейчас живут в Латвии, будет этим решением Сейма затронута.

- В чем заключается опасность уравнивании фашизма и коммунизма, которое целенаправленно проводят балтийские республики, для России и системы международных отношений в целом?

- Страны Балтии достаточно давно и последовательно проводят такую политику. В общем-то они делают это при поддержке многих европейцев.

Опасность в том, что данное уравнивание является формой дискриминации русского населения. Главная опасность именно в этом.

Исторически коммунизм является, прежде всего, идеологией, несмотря на то, что думают сами коммунисты. А люди, которые являются наследниками советского опыта, живы. И получается, что приравнивание коммунизма к нацизму – это дискриминация, в первую очередь, этих людей.

- То есть Вы полагаете, что такое решение направлено, прежде всего, против русского населения Латвии?

- Да, причем в контексте того, что происходит на Украине и в Крыму.

- Действительно, на этой неделе постоянный представитель Украины при ООН Юрий Сергеев публично оправдал украинских националистов, заявив, что представленные СССР на Нюрнбергском процессе обвинения в их адрес были сфальсифицированы. Как Вам кажется, нет ли опасности того, что Украина идеологически пойдет сейчас по проторенному пути стран Балтии?

- Киев, безусловно, может пойти по этому пути.

Вероятность этого очень высока, потому что это соответствует идеологии победившей политической силы.

- Со стороны ЕС также будут предприняты какие-либо шаги, чтобы подтолкнуть Украину к этому?

- До сей поры таких шагов я не видел. Может быть, негласно они что-то и советовали делать, но серьёзных шагов не предпринималось.

- Получается, что Россия постепенно обрастает соседями, которые претендуют на пересмотр решений Нюрнбергского трибунала. Должна ли Россия как-то реагировать на эти инициативы?

- Реакция России здесь может быть только в идеологической и пропагандисткой (в хорошем смысле) сфере.

В том, что касается защиты прав взрослого населения и дискриминации, это требует комплекса мер, некой системной политики, которую, думаю, выработают в самом скором времени.

Она должна быть гораздо более широкая и объёмная, чем тема политики памяти и отношения к прошлому.

- Какая реакция со стороны России в данной ситуации была бы наиболее эффективной, на Ваш взгляд?

- Например, возьмем сферу взаимодействия стран друг с другом. Израиль имеет тактику выстраивания отношений, в том числе в экономической сфере, с некоторыми государствами через посредничество еврейских диаспор. Через официальное посредничество. Представим себе, что русские общины в Латвии являются посредниками во взаимоотношениях по линии «Россия-Латвия». Такой шаг усилит общины и позволит им вести себя уверенно и самостоятельно. Это простой пример, он не требует больших дополнительных затрат, но подобный шаг был бы более чем оправдан в данной ситуации.

То есть лучше идти по пути комплексной поддержки русских соотечественников за рубежом, чтобы они чувствовали себя максимально уверенно и комфортно в разных сферах: общественной, культурной и других.

Но, между тем, на международном уровне можно заявлять и о политике памяти, что сейчас и делается.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!