×
Образование и наука Образование и наука

Школа злословия: Прибалтика испугалась российского образования

Источник изображения: blogspot.com

Прибалтика переходит в осадное положение. МИД РФ объявил о планах по созданию русских школ в ближнем зарубежье. Для местной элиты подобная гуманитарная инициатива сродни диверсии.

Глава российского МИД Сергей Лавров обнародовал государственные планы по созданию целой сети русских школ за рубежом. «Мы одобрили на правительственном уровне, и в скором времени начнет реализовываться проект под названием "Русская школа за рубежом". Мы будем договариваться и не только со странами Балтии, но и с другими нашими соседями, государствами, где проживают наши соотечественники, о том, чтобы там создавать за наш счет русские школы», - заявил вчера в Москве глава российского внешнеполитического ведомства.

Первой отреагировала Латвия. «Это неприемлемо и не будет приемлемо», - четко обозначил позицию официальной Риги в стиле «Пастернака не читал, но осуждаю» глава латвийского МИД Эдгар Ринкевич. И это не случайно. Российская инициатива точно «наложилась» на одно из направлений работы нового латвийского правительства. Как раз в тот же день был подписан договор о сотрудничестве коалиции Лаймдоты Страуюмы. Национальное объединение «продавило» включение в документ своих приоритетов - в частности, перевод общеобразовательных школ только на латышский язык обучения с 1 сентября 2018 года. В свою очередь партнеры по коалиции пообещали «принять к сведению мнение ВЛ-ОС/ДННЛ».

Интерес союзников Нацобъединения по коалиции к идее закрытия русских школ можно понять. Мало того, что за это отблагодарит «правый» электорат – на этом можно и сэкономить: в настоящее время государство финансирует 99 школ нацменьшинств.

И несмотря на «феноменальное» посткризисное восстановление Латвии под руководством В.Домбровскиса все же дополнительное сокращение расходов встающему с колен «балтийскому тигру», похоже, очень кстати. Правда, в Риге забыли, что свято место пусто не бывает.

Если у Латвии нет ни желания, ни денег на поддержание нормальных условий для жизни своих нацменьшинств, то почему же не переложить эту ношу на кого-то еще? К тому же когда этот «кто-то еще» сам предлагает. Эдгар Ринкевич, объяснил это тем, что все расположенные на территории Латвии учебные заведения должны работать согласно действующим нормативным актам государства. Правда, затем сам себя и опроверг, добавив, что реализовать такую идею можно в рамках межправительственных договоров. Министр просто не считает это целесообразным. То есть, когда очень хочется, то все-таки можно?

К тому же даже в среде латвийских националистов становятся слышны трезвые голоса. «Латвия и Россия имеют схожие судьбы. Мы пришли из общего прошлого, мы прошли через те же врата страданий. И сегодня мы в Латвии, латыши и русские, образуем единое целое — латвийский народ. Современные Латвия и Россия — это новые страны, которые решают похожие задачи. Нам не из-за чего мириться. Нам надо договариваться. О том, что мы будем лояльными к родине друг друга, национальности, религии и языку. Что воспротивимся всему, что угрожает нашей взаимной лояльности», - не так давно в комментарии NRA заявил бывший депутат Сейма от ВЛ-ОС/ДННЛ Имант Кальнинш. Одним из предметов для «договора» по русскому языку и могли бы стать школы, которые финансируются Россией, но помогают нацменьшинствам в Латвии.

Но в среде элиты стран Балтии уже запущен режим «русские идут».

Следом за Ригой высказался Вильнюс. «Проведение в жизнь в Литве образовательных программ зарубежных стран и международных организаций может быть начато только в порядке, установленном правовыми актами Литовской Республики, то есть с одобрения правительства и согласия министра просвещения и науки», - говорится в пресс-релизе министерства просвещения и науки Литвы. В заявлении также подчеркивается, что проведение в жизнь образовательной программы зарубежного государства или международной организации возможно только в том случае, если она не противоречит предусмотренным в Законе о просвещении целям и принципам образования, Закону об основах национальной безопасности и другим правовым актам Литвы.

Так, судя по всему, угрозу национальной безопасности Литвы руководство страны не видит, например, в Международной американской школе в Вильнюсе (American International School of Vilnius), которая в прошлом году отметила свое 20-летие. Причем в этой школе работают не только классы средней школы, но и ясли, и группы для детей детсадовского возраста. Примерно половина из учащихся – литовцы. Образование ведется отнюдь не на государственном литовском языке, а на английском. Причем это образование еще и платное – более 10 тыс. евро в год. Русские же школы будут финансово обеспечены, и бюджет Литвы будет избавлен от необходимости тратиться на "неблагонадежные" элементы. Нужно лишь получить одобрение правительства, однако российская инициатива уже заранее воспринята Вильнюсом в штыки.

Чем же так пугают прибалтийское руководство русские школы? Лишь несоответствием законодательства и образовательными нормами? Тогда беспокоиться не о чем. Если образование в этих русских школах будет неконкурентоспособным, если их дипломы будут бесполезны – вряд ли кто-то захочет отдавать туда своих детей. В таком случае российский проект провалится сам собой, и никакие заградительные меры не потребуются. Выбор остается за самими гражданами балтийских республик.

Но именно в этом и есть основная проблема. Балтийские элиты не привыкли к альтернативе, отстаивая свою точку зрения преимущественно при помощи кнопки «СТОП». Неподконтрольный телевизионный канал? Отключить. Самостоятельная партия? Не пустить. Альтернативные школы? Запретить. Разумная российская инициатива, озвученная главой МИД, рискует натолкнуться в Прибалтике на стену агрессивного непонимания. Впрочем, как всегда.