Президент Украины Пётр Порошенко назначил бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили губернатором Одесской области. Это парадоксальное кадровое решение имеет внутриполитические и геополитические причины: с одной стороны, это продолжение борьбы украинских олигархов за ресурсы, с другой стороны, назначение главой взрывоопасного региона, граничащего с Приднестровьем, человека, полностью зависящего от США и активнее всех добивавшегося поставок украинской армии оружия для возобновления войны на Донбассе.
Для Одессы не впервой управляться иностранцами — иностранцы её создали и превратили в четвёртый по величине город Российской империи. Одессу основала своим указом немка Екатерина II, её первым градоначальником был испанец Иосиф де Рибас (в честь которого названа главная улица города — Дерибасовская), а своим процветанием в XIX веке южная столица России обязана герцогу Ришелье — французскому эмигранту и потомку знаменитого кардинала, построившему в Одессе крупнейший в Европе торговый порт. Дюк Ришелье (именем которого в Одессе теперь названы улица, театр, футбольный клуб, учебные заведения, спиртные напитки и многое другое) добился создания в городе свободной экономической зоны — товары ввозились и вывозились через одесский порт беспошлинно и, благодаря режиму порто-франко, Одесса за полвека превратилась из поселка в несколько десятков дворов в процветающий европейский город.
Нового губернатора Одесской области Михаила Саакашвили сторонники его назначения связывают именно с дюком Ришелье — мол, у себя в Грузии бывший президент тоже проводил радикальные экономические и управленческие реформы, теперь проведёт их в Одессе, которая самим своим существованием обязана либеральной рыночной политике. Эти сторонники или сами обманываются, или сознательно вводят в заблуждение других: не может Михаил Саакашвили с позиций главы Одесской облгосадминистрации проводить какие-либо серьёзные реформы.
В данном случае бессмысленно возобновлять бесконечный спор, были ли успешными реформы в Грузии: получилось у Саакашвили или не получилось. Бывший грузинский президент всё равно не сможет повторить эти реформы даже частично в отдельно взятой области Украины.
Украина — сверхцентрализованная страна, и одно это делает там невозможным пресловутую европейскую модернизацию. О том, что как минимальное условие для проведения успешных реформ стране необходима децентрализация власти, а ещё лучше — федерализация, украинскому руководству говорили с марта прошлого года. Но последнее решительно заткнуло уши, назвав эти разговоры российской пропагандой. А теперь тот же президент Порошенко утверждает, что на посту губернатора Одесской области его старый друг Саакашвили может проводить самостоятельную политику — это даже не смешно.
Подлинной целью президента Порошенко при назначении Саакашвили было заручиться поддержкой американцев для того, чтобы отнять Одессу у своего заклятого конкурента — олигарха Игоря Коломойского.
Предыдущий губернатор Одесской области — управляющий нефтехимическими предприятиями Коломойского Игорь Палица был поставлен на свою должность сразу после пожара в Одесском доме профсоюзов. Вскоре после этого изуверского преступления стали множиться доказательства, что за событиями 2 мая в Одессе стоял именно тогдашний губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский. Якобы он даже говорил незадолго до трагедии, что стоит поставить на Одессу его человека, как в городе всё станет так же тихо, как у него в Днепропетровске. И обещание своё сдержал: после убийства 48 человек, разбившихся насмерть, расстрелянных в упор и сожжённых заживо, в доведённом до ужаса городе больше не было никаких разговоров об автономии, самоуправлении и официальном статусе русского языка.
Кстати, спустя неделю после пожара в Доме профсоюзов такая же кровавая бойня случилась в Мариуполе. И вновь за действиями Нацгвардии и спонсируемых Коломойским ультраправых увидели интересы днепропетровских олигархов. Что общего у Одессы с Мариуполем? Это морские порты. Конечной целью Коломойского в борьбе за них было установление контроля над всеми пунктами погрузки украинского экспорта, чтобы можно было диктовать свои условия экспортёрам.
«Гешефты» Коломойского в Одессе и Мариуполе были лишь частью большой кампании днепропетровских финансово-промышленных групп по возвращению былых позиций, утраченных за годы президентства Януковича. В 2014 году эта задача была перевыполнена: в руках у «Бени» и его союзников оказалась вся Южная и Восточная Украина.
В следующем 2015 году такое чрезмерное усиление «днепровских» начало раздражать других олигархов, концентрирующихся вокруг президента Порошенко. В результате Игорь Коломойский ушел с поста днепропетровского губернатора с формулировкой «по собственному желанию» и был лишен контроля за нефтяным сектором: компаниями «Укрнафта» и «Укртранснафта». В истории с эпическим противостоянием Порошенко с Коломойским, который ночью пытался захватить «Укрнафту», ворвавшись в здание с автоматчиками, решающую роль сыграл посол США на Украине Джеффри Пайетт. До его вмешательства Коломойский в борьбе за свои активы готов был пойти хоть на создание «Днепропетровской народной республики Бенялюкс», но, когда на сторону Порошенко встал американский посол, а в его лице и все Соединённые Штаты Америки, дальше упираться не посмел и тихо написал «заявление по собственному».
В истории с Одессой, которую у начавшего терять позиции олигарха тоже непременно надо было отобрать, без вмешательства США Порошенко тоже было не обойтись. Одесская область с её морскими портами не тот кусок пирога, который Коломойский мог бы отдать без боя. Без прямой поддержки из-за рубежа центральная власть попыткой убрать губернатора Палицу неминуемо вызвала бы региональный конфликт, в котором могла бы и проиграть, потому что в регионах у Коломойского позиции всё ещё сильны.
Бывший президент Грузии Михаил Саакашвили стал для Порошенко идеальной кандидатурой, чтобы ещё раз заручиться поддержкой американского посольства, переведя ситуацию в геополитическую плоскость.
Саакашвили — это фигура не просто несамостоятельная, но и полностью зависимая от благосклонности США. В родной Грузии на него заведено четыре уголовных дела, поэтому только негласное заступничество Госдепартамента теперь может спасти его от внимания Интерпола. В беззаветной преданности Мишико Вашингтону сомневаться не приходится: за месяцы пребывания на Украине он стал самым главным лоббистом американского ВПК, требуя открыть для украинской армии «арсеналы демократии» - поставлять ей летальное оружие для войны на Донбассе.
Госдеп в лице всё того же Джеффри Пайетта давно уже просил пристроить своего верного агента на какое-нибудь постоянное место работы: до сих пор Саакашвили занимал безликую должность советника президента Украины по проведению реформ. А тут как раз подвернулась вакансия: губернатор Одесской области. Банковая, 10 (администрация президента Украины) отправила такое предложение на улицу Сикорского, 4 (посольство США в Киеве), и там согласились на этот вариант.
Кандидатура Михаила Саакашвили сделала президента Украины и американцев естественными союзниками против Коломойского. Для Порошенко Саакашвили, безусловно, свой человек: и тот, и другой кумовья экс-президента Ющенко, оба учились на факультете международных отношений и международного права Киевского государственного университета им. Тараса Шевченко, где и познакомились. Для США же особенно важно назначение целиком и полностью управляемой ими фигуры главой потенциально взрывоопасного региона, который мало того, что имеет крайне пёструю этническую структуру, так ещё и граничит с Приднестровьем.
На посту президента Грузии Саакашвили прославился способностью размораживать замороженные конфликты, устроив войну в Южной Осетии. Теперь у него есть возможность повторить этот свой уникальный опыт, спровоцировав военный кризис в Приднестровье.
В этом и состоит главная внешнеполитическая причина назначения Мишико в Одессу. США была и остается выгодна война в центре Европы с прямым или косвенным вовлечением в нее России. В прошлом году такой войной была «антитеррористическая операция» на Донбассе, но совместными усилиями трех крупнейших европейских стран — Германии, Франции и России, эта война стала медленно затухать, и Украина сейчас находится в очень невыгодных дипломатических условиях, чтобы наплевать на Минские соглашения и наперекор всему миру возобновить эту войну. Решение? Поставить у другой болевой точки своего профессионального провокатора, который в любой момент не задумываясь выполнит приказ и эту точку нажмёт. Именно это с Одессой и было сделано.