×
Политика Политика

Введёт ли ЕС санкции против Польши Качиньского?

Источник изображения: thenews.pl

Еврокомиссия пригрозила введением санкций против Варшавы, если новое польское руководство не откажется от реформы Конституционного суда. Это уже не первый случай, когда чиновники ЕС угрожают команде «Права и справедливости» санкционными мерами, однако едва ли дело в самом деле дойдёт до введения санкций: Польша Качиньского остаётся главным союзником США в Восточной Европе, восточным флангом НАТО, центром «сдерживания России», а значит, «нашим сукиным сыном».

В середине мая Еврокомиссия подготовила проект заявления по конституционному кризису в Польше, в котором (по «слитой» журналистам неофициальной информации из Брюсселя) объявляла, что реформирование Конституционного суда новым польским руководством создаёт угрозу верховенству права, а следовательно, и демократии в Польше. 18 мая в Еврокомиссии заявили, что подождут от польского правительства плана по разрешению конституционного кризиса до понедельника 23 мая и, если прогресса из Варшавы продемонстрировано не будет, предадут заявление об угрозе верховенству закона в Польше огласке. Данное заявление – не просто осуждающая декларация; оно имеет юридическую силу и является первым шагом в процессе пересмотра отношений Европейского союза со страной – членом ЕС. Следующим шагом будет предоставление рекомендаций Еврокомиссии по обеспечению принципа верховенства права. Если Варшава откажется от выполнения этих рекомендаций, то Брюссель может начать процедуру введения санкций и лишить Польшу права голоса в Совете ЕС.

Польский боевой характер в реакции на ультиматум из Брюсселя проявился в полной мере. «Польское правительство не будет подчиняться каким-либо ультиматумам и не позволит, чтобы полякам что-либо навязывали», – заявила на заседании Сейма 20 мая премьер-министр Польши Беата Шидло. Этот раунд поединка партии Качиньского с евробюрократией остался за Варшавой: 23 мая официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас заявил, что заявлений об угрозе верховенству права в Польше пока публиковать не планируется, Еврокомиссия продолжает с Польшей конструктивный диалог и никому никаких ультиматумов не ставит.

Спустя неделю с лишним начался новый раунд польско-брюссельского противостояния. Вчера из Еврокомиссии в Варшаву выслали официальное предупреждение о том, что реформа Конституционного суда угрожает функционированию демократии в Польше.

Теперь Европейский союз имеет основания разворачивать процедуру введения санкций против Варшавы.

«Брюссель дал негативную оценку соблюдению верховенства права в Польше, что может привести к введению Еврокомиссией санкций против Варшавы в том случае, если она откажется отменить спорные изменения в польском Конституционном суде», – пишет о конфликте Financial Times, с тревогой отмечающая, что нынешнее резонансное противостояние между Брюсселем и Варшавой может вбить клин между ЕС и самым важным восточным членом Союза.

Тревога ведущего британского делового издания понятна: даже при желании нельзя было придумать более неудачное время для польско-брюссельского противостояния. Месяц остаётся до Варшавского саммита НАТО, на котором должны быть подтверждены важнейшие решения по «сдерживанию России» путём увеличения военного присутствия Альянса в Восточной Европе. Польша играет в этом процессе ключевую роль: это крупнейшая страна НАТО в Центральной и Восточной Европе, «восточный фланг НАТО», главный союзник США в регионе, главный лоббист и «оператор» политики милитаризации. В конце концов, это страна-хозяйка Варшавского саммита! Как его проводить и убеждать на нём страны Западной и Южной Европы в необходимости активизировать политику «сдерживания» Москвы, в то время как Брюссель вводит против Польши санкции за отход от демократии и европейских ценностей, по Варшаве маршируют грандиозные манифестации сторонников оппозиции, а польское общество в отношении руководства страны раскололось примерно поровну?

Однако именно статус восточного фланга НАТО и положение «любимой жены падишаха», то есть главного регионального союзника США, заинтересованных в выполнении Польшей геополитических функций «сдерживания России» и разделения России и Западной Европы во главе с Германией, дают команде Ярослава Качиньского надежду выиграть битву с евробюрократией и польской либеральной оппозицией, добившись контроля над Конституционным судом и избежав введения санкций.

Два года назад Европейский союз грозился ввести и не ввёл санкции против Венгрии, в которой идеологически близкие «Праву и справедливости» правые консерваторы из партии «Фидес» отошли от принципа светского государства, запретили аборты и расширили юрисдикцию Будапешта за пределы государственной границы Венгрии, де-факто распространив её на все территории, на которых живут мадьяры. И это не говоря уже о том, что правительство Виктора Орбана, в отличие от «аватаров Качиньского», все годы конфликта Запада и России считалось слабым звеном в «европейском единстве». Профессиональные русофобы из США и ЕС в 2014–2015 годах ожидали от Будапешта самого страшного – блокирования продления санкций против России или признания Крыма российским в обмен на вхождение в состав Венгрии украинского Закарпатья. И при всём этом разговоры о санкциях против Будапешта и изгнании Венгрии из ЕС остались только разговорами.

Да что там Венгрия!

Если за 12 лет членства в ЕС оттуда не выгнали Прибалтику, элиты которой давали для этого основания с завидной регулярностью, то никаких европейских ценностей, кроме геополитики, в международных делах Евросоюза не существует.

Здесь стоит вспомнить события 15-летней давности, когда в Брюсселе вынуждены были признавать несоответствие стран Прибалтики условиям членства в ЕС (Копенгагенским критериям), однако в 2004 году Эстония, Латвия и Литва всё равно оказались в Евросоюзе и НАТО. Почему? Одна из причин – потому что НАТО в таком случае получал выход к границам России.

В следующем десятилетии та же история повторилась с Грузий, Молдавией и Украиной, которые явно не соответствовали званию ассоциированных членов ЕС, но с которыми тем не менее были подписаны соглашения об ассоциации с публичной аргументацией «ради победы в геополитической игре с Россией». История с «Восточным партнёрством» ярче всего показала, что тема европейских ценностей во внешней политике ЕС превратилась в фарс. В 2013 году все желающие могли бесплатно наблюдать этот цирк с конями в отношениях Евросоюза и Украины, когда европейцы последовательно отказались от всех своих европейских ценностей, выдвинутых в качестве условий ассоциации Украины с ЕС («список Фюле»), до последней минуты Вильнюсского саммита называли украинского президента Януковича «европейским лидером» и «договороспособным партнёром» и лишь на следующий день после провала саммита вдруг «прозрели», разглядев криминальную сущность режима Януковича.

Так что Ярославу Качиньскому и его воспитанникам в Бельведерском дворце и правительстве Польши не о чем волноваться. Да, они идут ва-банк, но риск вполне оправдан. Весь сыр-бор с политическим кризисом в Польше и в польско-брюссельских отношениях связан со стремлением перехватившей в прошлом году все властные высоты партии «Право и справедливость» лишить оппозицию последнего инструмента влияния на новый политический курс, установив контроль над Конституционным судом.

Если бы не оголтелая правоконсервативная критика командой Качиньского современной Европы и не осознанное стремление к конфронтации с Брюсселем и Берлином, Евросоюз в «польско-польский конфликт» и вмешиваться бы не стал – уж слишком ничтожен повод.

Евросоюз принял в свой состав, не наложил санкции и не выгнал страны, в которых существует такое дикое и немыслимое в Европе XXI века явление, как институт неграждан – постоянных жителей Латвии и Эстонии, лишённых в своих странах гражданства и с ним фундаментальных политических прав. Евросоюз до последнего хотел подписать ассоциацию с уголовником Януковичем, режим которого был целиком построен на коррупции и именовался украинцами не иначе как «паханат». А затем подписал-таки ассоциацию с Украиной Майдана – страной, бросившей танки на свой регион за то, что тот потребовал федерализации, а также налоговой, культурной и языковой автономии.

О чём после этого беспокоиться Польше Качиньского? «Да, он сукин сын. Но он наш сукин сын!» Евроатлантический.

Поэтому если в канун Варшавского саммита Брюссель всё же начнет полноценную санкционную войну против «восточного фланга НАТО» и главного союзника США в Центральной и Восточной Европе, то вопросы возникнут не к Варшаве, а к Брюсселю.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров