×
Политика Политика

Омбудсменом Латвии переизбран борец с нацменьшинствами

Источник изображения: gorod.lv

На вчерашнем заседании латвийского парламента депутатам предстояло принять ответственное решение – выбрать нового омбудсмена, человека, который в ближайшие пять лет будет отвечать за соблюдение прав человека в стране и предыдущие полномочия которого истекают в середине марта. На должность претендовали два кандидата: лектор университета им. Страдыня и экс-руководитель Отдела Госполиции по борьбе с европейскими преступными группами Илзе Берзиня-Рукере и нынешний уполномоченный по правам человека Юрис Янсонс, который после двух раундов голосования всё же останется работать и дальше на своём посту.

Обоих кандидатов выдвинули представители правящей коалиции. Илзе Берзиню-Рукере поддержали члены фракции «Единство», в свою очередь Юриса Янсонса – депутаты от Союза «зелёных» и крестьян и Национального объединения. Исходя из этого ясно: избрание как одного, так и другого кандидата зависело от голосов оппозиционных партий. В то же время заместитель председателя фракции «Согласие» в парламенте Валерий Агешин за день до голосования на своей странице в «Фейсбук» написал, что его партия ни при каких обстоятельствах не поддержит кандидатуру Юриса Янсонса. Агешин заявил: «Мы будем голосовать за альтернативного кандидата – Илзе Берзиню-Рукере, которая, на мой взгляд, значительно лучше ориентируется в сфере прав человека». Тем самым результаты выборов всецело зависели от двух маленьких партий, «От сердца – Латвии» и Объединения регионов, которые хоть однозначно и не высказывали свою позицию, однако признавали, что более склоняются на сторону Юриса Янсонса, чем Илзе Берзини-Рукере.

Результаты голосования подтвердили предположения: в первом туре для переизбрания нынешнего омбудсмена не хватило лишь одного голоса. Он получил поддержку 48 народных избранников, тогда как его соперница – 45. Все фракции соблюдали чёткую дисциплину – за Юриса Янсонса голосовали депутаты от СЗК, Национального объединения, Объединения регионов и «От сердца – Латвии». В свою очередь, за Илзе Берзиню-Рукере – члены фракций «Единство» и «Согласие». Правда, в любом правиле всегда найдутся некоторые исключения: Юлия Степаненко из «Согласия» и Арвидс Платперс из «От сердца – Латвии» голосовали против всех кандидатов, а голос Нелли Клейнберги, представляющей Объединение регионов, был признан недействительным. В то же время, так как никто из кандидатов не набрал более половины голосов, был объявлен второй тур, в котором Юриса Янсонса поддержали уже 49 депутатов (Нелли Клейнберга в этот раз не ошиблась в заполнении бюллетеня), тогда как за Илзе Берзиню-Рукере было отдано только 43 голоса (Андрей Клементьев и Янис Урбанович в этот раз не участвовали в голосовании). Однако их воздержание ничего не решало: Юрис Янсонс получил более половины голосов присутствующих депутатов и сохранил свой пост ещё на пять лет, тем самым став первым переизбранным омбудсменом в истории Латвии.

В то же время, его избрание на эту должность довольно символично и показывает, какие кульбиты могут быть в латвийской политике. 

В конце 2010 года прошлый омбудсмен Роман Аписитис, полномочия которого истекали в феврале 2011 года, заявил, что не будет повторно претендовать на эту должность, и тогдашняя коалиция стала искать ему замену. Однако, как это не раз бывало, переговоры правящих партий зашли в тупик. «Единство» предложило на этот пост судью Аниту Ковалевску, ранее руководившую Правозащитным бюро, хотя Союз «зелёных» и крестьян был против её кандидатуры. На их противоречиях решил сыграть «Центр согласия», который выдвинул на эту должность своего кандидата Юриса Янсонса. Анита Ковалевска была компетентнее Янсонса, что признавали многие депутаты Комиссии Сейма по правам человека, интервьюировавшие кандидатов. Однако желание большого количества политиков унизить «Единство» предопределило победу Янсонса, который при поддержке «Центра согласия», «За лучшую Латвию» и СЗК в итоге и стал омбудсменом.

Однако уже через несколько месяцев после его избрания «Центру согласия» пришлось краснеть за своего ставленника. Юрис Янсонс сделал резкие заявления по поводу перевода русских школ на латышский язык обучения, сказав, что он не видит здесь нарушения прав человека. Через несколько лет он уже открыто заявил, что выступает за обучение в школах национальных меньшинств только на латышском языке, а на языках меньшинств должны изучаться лишь родная речь, литература и культура. Также Янсонс отметился и по поводу неграждан, подчеркнув невозможность предоставления им автоматического гражданства и то, что «неправильно ликвидировать статус негражданина каким-то дарительным актом». По его мнению, различия в правах граждан и неграждан не являются дискриминацией, а упрощение процедуры натурализации и то, что интеграция должна быть взаимной, «не соответствуют исторической ситуации в Латвии». 

Подобных высказываний у него было много, и известный правозащитник Владимир Бузаев, комментируя ранее порталу RuBaltic.Ru деятельность омбудсмена, высказался предельно чётко: «В вопросе соблюдения прав национальных меньшинств Юрис Янсонс по своим взглядам и действиям бежит впереди Национального объединения, которое, можно сказать, объявило этим нацменьшинствам войну».

Последней каплей для многих стало явное искажение Гаагских рекомендаций ОБСЕ, на основании которых он предлагал существенно увеличить число предметов, преподаваемых на латышском языке. При этом в самой 13-й статье, на которую ссылался омбудсмен, было сказано о постепенном увеличении. В конечном счёте «Согласию» пришлось признать, что выбор кандидата в омбудсмены был ошибочен. Так, депутат Сейма Андрей Клементьев заявил, что его фракция не видит возможности поддержать переизбрание Юриса Янсонса, и в вину ему ставилась именно защита прав национальных меньшинств. Судьба порой преподносит странные сюрпризы – теперь уже «Согласие» поддерживает кандидата от «Единства», а СЗК голосует против. Однако, как и в прошлый раз, «Единство» опять унизили: его кандидат не прошёл, и омбудсменом остался Юрис Янсонс. В то же время в переизбрании Янсонса есть и вина «Согласия» – не выдвини оно пять лет назад в угоду своим политическим интересам его кандидатуру, всё могло бы быть по-другому. Не исключено, что, стань омбудсменом Анита Ковалевска, в Латвии мог бы сложиться сильный институт прав человека. Чтобы исправить эту ошибку, придётся ждать ещё пять лет.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров