×
Политика Политика

В Польше вышли на улицу против санкций

Источник изображения: mianews.ru

Польским фермерам надоело мириться с потерями из-за «большой политики». Однако в условиях укрепления позиций антироссийских сил в Варшаве этот протест вряд ли будет замечен руководством страны.

Польская крестьянская партия (PSL) выступила за отказ от санкционных войн в отношении России. «Не может быть так, что за несколько лет политические вопросы между ЕС и Россией не были решены, а от этого страдают польские аграрии и предприниматели, – заявил лидер PSL Владислав Косиняк-Камыш после заседания Высшего совета партии. – Необходимо эмбарго отменить, а политические вопросы необходимо решать другим образом».

Несмотря на то, что PSL и раньше отличалась умеренной риторикой в адрес России, её нельзя назвать классической «пророссийской» политической силой в Польше.

Скорее, PSL стоит на прагматических позициях. Партия представляет польский агробизнес и фермеров, в том числе из менее развитых восточных воеводств, экономически завязанных на торговлю с Россией. Поэтому, в отличие от «Права и справедливости» и «Гражданской платформы», политики от PSL традиционно воздерживаются от слишком воинственных выпадов в адрес России, предпочитая концентрироваться на защите польской экономики и национальных производителей. В 2014–2015 годах партия была одной из немногих, кто пытался обратить внимание на неминуемые потери польского аграрного сектора от возможных российских контрсанкций и выступал против того, чтобы простые поляки стали заложниками политики.

До введения Москвой продуктового эмбарго европейских товаров Россия была крупнейшим торговым партнёром Польши после Германии. 

Более половины одних только польских яблок отправлялись на российский рынок. В связи с чем решительные действия России застали многих в Варшаве врасплох. «Действующее правительство не подготовилось как следует к сложившейся ситуации. Раз уж мы решили ввести санкции против России, то мы должны были подготовиться к ответному удару», – оценивал тогдашнюю ситуацию депутат Сейма Тадеуш Ивиньский, напомнив, что санкции – палка о двух концах. Ввязавшись в санкции против России, польское правительство в итоге было вынуждено просить фермеров вместо естественного торгового партнёра-соседа срочно осваивать новые рынки сбыта, отправляя товары за океан и в Азию, и предлагать разрешить рекламу яблочного сидра, дабы хоть как-то компенсировать потери бизнеса. Общество, в свою очередь, было вынуждено запускать различного рода гражданские акции наподобие движения «Ешь яблоки». Тонны яблок тем временем, вместо того чтобы попасть на столы россиян, благополучно гнили в ящиках. Как следствие, в знак протеста против политики родного правительства фермеры устроили серию акций протеста, включая перекрывание дорог.

Ещё до российского эмбарго вице-премьер и министр экономики Польши от PSL Януш Пехочиньский прогнозировал, что западные санкции будут стоить Польше 0,6% роста ВВП. В итоге к концу 2014 года польский экспорт в «вероятного противника» – Россию – обрушился на $ 500 млн. На эту же круглую сумму Пехочиньский в марте 2015 года оценил потери Польши от санкций. Однако пикантность момента заключается в том, что наряду с заботой о польских фермерах PSL до конца 2015 года являлась коалиционным партнёром правящей «Гражданской платформы» и формировала правительство, которое как раз ратовало за антироссийские санкции. Польша времён «Гражданской платформы» не только сразу же поддержала идею антироссийских санкций, но вместе со странами Балтии стала основным лоббистом жёстких мер против РФ. 

Теперь руководство PSL от осторожных напоминаний о цене, уплаченной «за Крым и Донбасс» фермерами и предпринимателями, решила перейти к призывам отказаться от санкций в открытую и, судя по всему, не прочь организовать в обществе дискуссию по этому поводу. 

Что вынудило партию пойти на данный шаг?

Во-первых, действительно, за два года действия западных санкций стало понятно, что на политику Кремля они влияния пока не оказывают. Перемирие на Донбассе худо-бедно держится, минский процесс хоть не дал существенных подвижек, но всё же обеспечивает переговоры между сторонами. В такой атмосфере неизбежно поднимется вопрос о целесообразности санкций и о том, для чего они вообще сейчас нужны.

Во-вторых, щедрая помощь Евросоюза, на которую рассчитывала Варшава, оказалась не соответствующей её запросам. Из 500 млн евро, направленных Брюсселем на помощь страдающим от эмбарго фермерам, лишь около 30 млн определили на Польшу. Тогдашний министр сельского хозяйства Марек Савицкий не скрывал разочарования решением Еврокомиссии, которая не смогла в полной мере оценить потери польской экономики.

В-третьих, амбициозная социальная программа правящих правых из «Права и справедливости» («ПиС») подразумевает колоссальные траты. Одна только инициатива «Семья 500+» по выплатам на детей обойдётся в 2,8 млрд евро в 2016 году. PSL понимает, что польскому бюджету понадобятся любые возможные доходы, поэтому пришло время «прозреть» и задуматься о смысле санкций, тем более, когда их политическая действенность отнюдь не очевидна.

Однако призыв Польской крестьянской партии вряд ли найдёт поддержку правительства – в противостоянии с Россией правые ясно дали понять, что отражение «российской агрессии» единым фронтом с союзной Украиной важнее «мелочных» интересов фермеров.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров