×
Политика Политика

Польша и Украина: стратегический союз поверх исторической памяти

Источник изображения: apostrophe.com.ua

Польское руководство стремится к созданию стратегического союза Польши и Украины, однако для вывода польско-украинских отношений на уровень стратегического партнёрства необходимо подняться над сложными вопросами и болевыми точками в истории двух народов. Для правящих националистов Польши и Украины выстраивание стратегического партнёрства поверх исторической памяти остаётся сложной и противоречивой задачей.

Президент Польши Анджей Дуда стал единственным иностранным лидером, посетившим Украину на День независимости 24 августа. В Киеве Анджей Дуда принял участие в военном параде на Крещатике и провёл переговоры с украинским коллегой Петром Порошенко, итогом которых стала совместная декларация глав Польши и Украины, приуроченная к 25-летию польско-украинских отношений.

В совместном заявлении Дуда и Порошенко делают реверансы в адрес внешней политики друг друга.

«Польша последовательно поддерживала Украину в течение 20 лет на трудном пути к евроинтеграции с момента установления Киевом отношений с Европейским союзом в 1994 г. и продолжит поддерживать Украину в реализации её евроинтеграционного курса. Заявляем, что Польша поддерживает внедрение безвизового режима между Европейским союзом и Украиной как эффективного шага, который способствует расширению контактов между людьми», – говорится в декларации о евроинтеграционных потугах Киева.

«Подтверждаем, что Украина признаёт важными роль и значение Польши в поисках устойчивого решения проблемы стабильности и мира в регионе», – заявляет в качестве ответной любезности украинская сторона о своём отношении к амбициям официальной Варшавы на лидерство Польши в Центральной и Восточной Европе.

Проявляя солидарность в ключевых друг для друга вопросах внешней политики, обе стороны демонстрируют готовность к дальнейшему развитию польско-украинских отношений и выводу их на уровень геополитического союза.

При этом сложные вопросы польско-украинских отношений сознательно выводятся за скобки: Варшава и Киев предполагают, что им удастся развивать стратегическое партнёрство двух стран поверх негативной исторической памяти.

Визит Анджея Дуды в Киев на День независимости Украины носил в первую очередь компенсаторный характер. Польское руководство решило таким символическим жестом компенсировать признание Волынской резни геноцидом поляков и украинским союзникам, и американским покровителям, и политическому классу самой Польши. Июльское решение польского Сейма признать-таки Волынскую резню геноцидом ожидаемо испортило польско-украинские отношения, за что правящая партия «Право и справедливость» подверглась резкой критике внутри страны и за океаном. Как же так: сближение с Украиной 20 лет было стратегическим приоритетом польской внешней политики, имело такое большое значение в деле усиления евроатлантического влияния на постсоветском пространстве, а теперь «ПиС» всё портят из-за своих националистических догм!

Поэтому визит Анджея Дуды в Киев должен был продемонстрировать критикам «ПиС» внутри страны и за её пределами, что партия Ярослава Качиньского может реализовывать стратегические приоритеты польской внешней политики, не поступаясь при этом своими принципами в вопросах политики памяти. Другая его цель – одним сильным символическим жестом устранить напряжение, создавшееся в польско-украинских отношениях после признания Волынской резни геноцидом. Не случайно польские политики и дипломаты специально подчёркивали украинским коллегам, насколько сильный дружественный жест им делает президент Польши, ставший единственным главой иностранного государства, решившим посетить Киев в украинский День независимости.

Однако одного визита Анджея Дуды на военный парад к Петру Порошенко явно недостаточно для преодоления исторических противоречий в отношениях Польши и Украины.

Внутренняя логика политического процесса в обеих странах неизбежно будет выводить исторические противоречия на первый план, потому что и в Киеве, и в Варшаве у власти находятся националисты, для которых исторический реваншизм – основное условие их поддержки ядерным электоратом.

В случае Украины продолжение активной националистической политики в гуманитарной сфере – одно из условий сохранения команды Петра Порошенко у власти до президентских выборов 2019 года. Рейтинг Порошенко, согласно последним опросам, опустился до 10%: действующий президент уже не выходит во второй тур президентских выборов. При такой низкой поддержке общества для команды Порошенко становится критически необходимым сохранение лояльности радикально-националистического меньшинства, которое даже в условиях социально-экономической катастрофы требует от власти бросать все силы на декоммунизацию и героизацию украинских националистов.

Это агрессивное меньшинство уже привело нынешнюю правящую элиту к власти в феврале 2014 года; в условиях утраты доверия абсолютного большинства украинцев и невозможности выйти из экономического и дипломатического тупика Порошенко и его ближайшему окружению остаётся только всё больше ускорять темп в таких символических вопросах, как увековечивание имени Бандеры. Если украинские власти остановятся на бегу, то вскормленные «революцией гидности» боевики из «Правого сектора»*, «Айдара», «Азова» и прочих добровольческих батальонов могут попросту сжечь Администрацию президента на Банковой, как они вчера попытались сжечь телеканал «Интер».

Однако и правящая элита Польши является заложницей собственной идеологии. Пришедшие к власти польские консерваторы попытались было наступить на горло собственной песне, скорректировав свои многолетние принципиальные обещания признать Волынскую резню геноцидом и ввести день памяти и поминовения убитых украинскими националистами поляков, но реакция польского общества (включая электорат «ПиС») была очень жёсткой, и партии Качиньского пришлось выполнять свои предвыборные обещания до конца.

Однако предвыборные обещания «ПиС» признанием геноцидом волынских событий не ограничивались.

Ещё одним предвыборным обещанием партии Качиньского было обещание добиться реституции – возвращения собственности поляков, до Второй мировой войны проживавших на землях нынешних Украины, Белоруссии и Литвы.

Реституция кресов – это традиционная часть политической программы «Права и справедливости». Отказаться от этой составляющей своей программы «ПиС» не смогут, как не смогли и в случае с Волынской резнёй. Та же «Гражданская платформа» обязательно это заметит и непременно раструбит избирателям, какими принципиальными и верными своему слову на поверку являются их консервативные оппоненты. А самый верный и дисциплинированный электорат «ПиС» – это как раз потомки кресовян – жертв Волынской резни, депортированных из Западной Украины после 1945 года.

Поэтому польским властям придётся поднимать вопрос о возвращении недвижимого имущества полякам, проживавшим во Львове и других городах Западной Украины.

По оценкам сторонников реституции кресов, общая стоимость имущества, на которое могут быть выдвинуты претензии официальной Варшавой, составляет пять миллиардов долларов.

Нечего и говорить, что таких денег в украинском бюджете нет и не предвидится. Но и вернуть имущество «натурой», буквально возвращая бывшим польским собственникам земли, фабрики и жилые дома, невозможно. Это означало бы выселять украинцев из домов в центре Львова, принадлежавших полякам, отнимать землю, до войны бывшую польской. В конце концов, признавать «украинский Пьемонт» – Галичину – отчасти польской территорией и давать зелёный свет на возрождение там польского присутствия.

На это режим Порошенко не может пойти никогда. По тем же причинам, по которым он не может отказаться от украинского национализма и перестать героизировать Шухевича и Бандеру: это гарантированно приведёт к разочарованию в Порошенко его ядерного электората с Западной Украиной. А на лояльности радикальных националистов нынешняя украинская власть сейчас только и держится.

Так что подняться над спроецированными в современность историческими спорами и формировать стратегический союз поверх враждебной друг к другу исторической политики Варшаве и Киеву не удастся. Как бы сильна ни была неприязнь польских и украинских националистов к России, даже она не может заставить их подняться над неприязнью друг к другу.

*Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров