×
Политика Политика

Зачем украинские власти стали «бороться с коррупцией»?

Источник изображения: apostrophe.com.ua

Главное событие в политической жизни Украины в ближайшие недели — второй тур выборов мэра Днепропетровска. У команды президента Порошенко появился шанс лишить днепропетровскую олигархию власти в собственной вотчине, заключив союз с кандидатом от Оппозиционного блока против кандидата — доверенного лица Игоря Коломойского. «Битва за Днепр» обещает быть жаркой: контролируемая президентом Генеральная прокуратура Украины под прикрытием борьбы с коррупцией арестовала одного из ближайших людей Коломойского — Геннадия Корбана; «днепровские» в оставшиеся до выборов дни могут ответить людям Порошенко чем-то не менее «европейским».

Днепропетровск был кузницей руководящих кадров еще в Советском Союзе. «Днепропетровский клан» это понятие еще 70-х годов: так называли земляков и близких друзей дорогого Леонида Ильича Брежнева, которых уроженец нынешней Днепропетровской области и Первый секретарь Днепропетровского обкома КПСС продвинул на руководящие должности в союзном руководстве. Так что Клан правил всем Советским Союзом — разговоры о «советской оккупации Украины» в свете этого факта звучат особенно забавно.

Днепропетровск был одним из центров советской супериндустрии — в городе были сконцентрированы стратегически важные отрасли советской промышленности, включая ракетно-космическую и прочую военную промышленность. Отсюда и высокое влияние членов днепропетровского землячества на уровне союзного Центра и практически полное доминирование в структурах Украинской ССР — половина республиканского руководства, включая Первого секретаря ЦК Компартии Украины Владимира Щербицкого, были выходцами из Днепропетровска.

После распада СССР «Днепр» автоматически превратился в экономическую столицу Украины, а у экономических и политических географов моментально вошла в обиход шутка: Киев — это периферия Днепропетровска. Днепропетровский клан трансформировался из «красных директоров» и партийно-комсомольской номенклатуры в финансово-промышленную группу, и разветвленная территориальная сеть политиков и олигархов днепропетровского происхождения продолжила управлять Украиной как ни в чем ни бывало.

К «днепровским» относятся второй президент Украины Леонид Кучма, экс-премьеры Павел Лазаренко и Юлия Тимошенко, бывший вице-премьер Сергей Тигипко, олигархи Виктор Пинчук, Игорь Коломойский и многие другие. Если бы днепропетровский клан был дружным и единым, то он смог бы покончить с украинской политической вольницей и установить в стране авторитарный режим, однако проблема землячества в том, что его члены последние 20 лет враждовали друг с другом. Из-за этого «днепровских» неоднократно обходили в политической борьбе их антагонисты — «донецкие», а также иные периферийные группы, вроде кумовьёв Виктора Ющенко и Петра Порошенко.

Поэтому «битва за Днепр» выборы мэра Днепропетровска — это главное событие в политической жизни Украины в ближайшие недели. Команда президента Порошенко твердо намерена нанести «днепровским» очередное поражение, на этот раз — в их собственном логове, перехватив контроль над экономической столицей страны.

Особенностью Днепропетровска в последнее десятилетие было то, что популярнее местных политических проектов (Блок Юлии Тимошенко, «Сильная Украина» Сергея Тигипко) у его горожан обычно оказывалась донецкая по своему генезису Партия регионов. Эта закономерность сработала и на выборах 25 октября 2015 года: на выборах городского головы больше всего голосов получил экс-регионал, вице-премьер Украины при президенте Викторе Януковиче Александр Вилкул, шедший на выборы от наследовавшего Партии регионов Оппозиционного блока — за него проголосовали 38% избирателей. Вместе с Вилкулом во второй тур вышел ближайший соратник днепропетровского олигарха Игоря Коломойского Борис Филатов, получивший 36%. Результаты получаются — ноздря в ноздрю; учитывая это, а также стратегическую значимость Днепропетровска, за вторым туром местных выборов (15 ноября) Украина будет следить даже тщательнее, чем за вторым туром выборов мэра Киева.

В течение нынешнего года политико-олигархическая группа Петра Порошенко нанесла группе Коломойского ряд чувствительных поражений. Президент сместил Коломойского с поста губернатора Днепропетровской области, поставив на его место доверенного человека главы своей администрации. Лишил Коломойского контроля над энергетикой, перехватив руководство над «Укрнафтой» главной нефте- и газодобывающей компанией страны. Выбил «днепровских» из Одессы с её портами, заменив ставленника Коломойского на посту губернатора Одесской области Михаилом Саакашвили.  

Теперь президентской команде представилась возможность нанести по «конкурирующей фирме» новый сокрушительный удар — лишить «днепровских» контроля над их собственным городом. Александр Вилкул, таким образом, является кандидатом группы Порошенко. Его «региональное» происхождение при этом может смущать только ветеранов «диванной сотни», до сих пор верящих в «революцию достоинства»: Петр Порошенко при «старом режиме» работал с Вилкулом в одном правительстве, а экс-глава Администрации Януковича олигарх Сергей Левочкин равно спонсирует восточно-украинский Оппозиционный блок и западенский Блок Петра Порошенко.

Поэтому сразу после первого тура выборов команда Порошенко совершила на конкурентов серьезный «наезд», под предлогом борьбы с коррупцией арестовав близкого соратника Коломойского Геннадия Корбана.

По степени одиозности Корбан едва ли уступает своему шефу. Вместе с Коломойским его называли профессиональным рейдером №1 на Украине, а сам Корбан предпочитал себя называть «бизнесменом-конфликтологом» (говоря на жаргоне, «решалой»  человеком, улаживающим корпоративные конфликты). Как Корбан улаживал конфликты, ясно хотя бы из того, что при обыске во время ареста у него изъяли 5 автоматов Калашникова. Будучи заместителем Коломойского на посту губернатора Днепропетровской области, Корбан отвечал за укрепление частной армии олигарха: «исходя из той информации, которая попадает в СМИ, и в том контексте, в котором фигурирует Геннадий Корбан, невольно напрашивается вывод, что он исполняет роль лидера боевых дружин Коломойского», говорит о его деятельности украинский политолог Владимир Фесенко.

После отставки Коломойского Корбан взялся за формирование собственной партии олигарха, сколотив из финансировавшихся финансово-промышленной группой «Приват» боевиков добровольческих батальонов «Украинское объединение патриотов» «УКРОП». Силовой ресурс в Днепропетровске у местных «патриотов» сопоставим с официальной армией, полицией и спецслужбами, и после первого тура выборов у многих наблюдателей возникло подозрение, что просто так «укропы» Геннадия Корбана возможную победу Вилкула не пропустят.

Поэтому 31 октября лидер партии был арестован в рамках совместной операции СБУ и Генпрокуратуры по борьбе с организованной преступностью.

В тот же день были проведены обыски в офисе партии «УКРОП» и приемной кандидата в мэры Днепропетровска Бориса Филатова.  

Бесчисленная кормящаяся с руки Коломойского клиентура тут же взвыла, что за арестом Корбана стоит Путин (правильно, а кто же еще?). Противоположная же сторона назвала задержание лидера «УКРОПа» началом великой борьбы с олигархами и коррупционерами. Особенно в этой кампании отметился губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, не нашедший ничего умнее, чем произнести зажигательную речь о борьбе с ворами и бандитами на «плюсах» телеканале «1+1», принадлежащем Коломойскому. Ведущая заткнула ему рот на полуслове — интервью вырезали из эфира и вернули лишь после большого скандала.

Спустя трое суток после ареста Корбана «порошенковским» прилетела «ответка»: 2 ноября, около 22.00 неизвестные обстреляли кабинет Генерального прокурора Украины Виктора Шокина. Генпрокурора спасло бронированное стекло. Возможных заказчиков покушения называют разных, но с учетом того, что именно Шокин возглавлял спецоперацию по зачистке «УКРОПа», вполне вероятно, что «ответка» прилетела из Днепропетровска.

В результате сейчас Украина вновь оказалась на пороге полномасштабной олигархической войны кланов, которая, если после выборов 15 ноября дело в Днепропетровске дойдет до вооруженного противостояния, может перевернуть утлую лодку украинской государственности.

Спасти эту государственность в очередной раз могло бы американское посольство. Но и с ним возникла интрига. В прошлые разы посол США Джеффри Пайетт неизменно поддерживал Порошенко и при назначении Саакашвили в Одессу, и при изгнании Коломойского из «Укрнафты» это было решающим обстоятельством, позволявшим президенту побеждать. Но в этот раз Пайетт обрушился с публичной критикой на Шокина, обвинив его в том, что из-за нежелания Генпрокуратуры заниматься борьбой с коррупцией (в том числе — в собственных рядах) Украина так и не продвинулась ни на дюйм на пути в Европу. С учетом этого обстоятельства исход «битвы за Днепр» становится совершенно непредсказуемым. Остаётся лишь наблюдать за ней с безопасного расстояния, удивляясь между делом, как беззаветные союзники Киева по борьбе с «российской агрессией» умудряются до сих пор, несмотря ни на что, называть абсолютно бандитские, криминальные по своей природе разборки украинских элит «демократией» и движением «по пути в Европу».  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров