×
Политика Политика

Зачем Польше борьба с Бандерой

Источник изображения: rt.com

Борьба Польши с героизацией бандеровского движения вопреки курсу на стратегический союз с Украиной имеет не только ценностные, но и рациональные мотивы. Для сохранения мононационального характера польского общества, скорейшей ассимиляции украинских мигрантов и предотвращения межэтнических стычек польским властям нужно с корнем выкорчевать идеологию украинского радикального национализма, присущую многим выходцам с Западной Украины.

В Польше сегодня находится более миллиона украинцев, бежавших на заработки в эту страну от тотальной нищеты, войны и коррупции. По мере дальнейшей социально-экономической деградации Украины количество украинских мигрантов в Польше будет становиться еще больше.

Стратегически миграция с Украины исключительно выгодна для Польши. В условиях, когда 2–3 миллиона поляков уехали в Западную Европу, украинские «заробитчане» заполняют возникшую демографическую брешь и избавляют Польшу от угрозы депопуляции. Уже сейчас украинцы исправляют ситуацию, сложившуюся на польском рынке неквалифицированного труда, и польское правительство заявляет о готовности поощрять молодых гастарбайтеров получать документы на постоянное проживание, а затем и польское гражданство.

В условиях повсеместного демографического кризиса в Восточной Европе Польша, наряду с Беларусью, единственная страна, в которой, благодаря беженцам с Украины, сохраняется прежняя численность и даже наблюдается прирост населения. В долгосрочной перспективе это гарантированно превращает Польшу в лидера региона. Поэтому Третья Речь Посполитая — это, возможно, страна, более всех выигравшая от украинского кризиса.

Но в то же время нашествие украинских иммигрантов содержит для Варшавы несколько рисков.

Все эти риски связаны с тем, что в Польшу перебираются преимущественно выходцы с Западной Украины, многие из которых являются носителями радикального украинского национализма.

Эта ситуация порождает угрозы национальной безопасности Польши.

В стране начинаются столкновения на межнациональной почве. В польском обществе жива память о Волынской резне, и прибытие в страну сотен тысяч людей, поклоняющихся Шухевичу и Бандере, устроившим геноцид поляков, уже вызывает сильное социальное напряжение. В Польше растут ксенофобские настроения, и поляки становятся всё более агрессивными по отношению к украинским гражданам, прибывающим в их страну.

За последний год в Польше было несколько нападений на выходцев с Украины. В граничащем с Волынью Жешуве местная молодежь с криками «Львов вернем, бандеровцев убьем» избила группу украинских студентов. В Перемышле участники Марша орлят перемышльских и львовских скандировали: «Смерть украинцам». Весной этого года под Перемышлем местные активисты снесли памятник УПА*. Участники Марша независимости 11 ноября в Варшаве растоптали и сожгли украинский флаг.

На многотысячном шествии националистов в Варшаве сожгли украинский флагНа многотысячном шествии националистов в Варшаве сожгли украинский флаг

Эти инциденты связаны не только с политикой властей Украины, переименовывающих в честь Шухевича и Бандеры киевские проспекты. Не менее важная причина роста антиукраинских настроений в польском обществе состоит в том, что в Польшу массово иммигрируют люди, герои которых — палачи польского народа. Например, прошлой осенью двое украинцев предстали перед судом Люблина за то, что «зиговали» у Памятника борьбы и мученичества в Майданеке.

Массовый наплыв иммигрантов из западных областей Украины и героизация украинскими властями бандеровского движения задели до конца не исцеленную историческую травму поляков. Поэтому в мононациональной со времен Второй мировой войны Польше становятся возможны межэтнические распри.

Более того, культивирование в среде украинских иммигрантов радикального галичанского национализма блокирует их интеграцию с последующей ассимиляцией и превращением украинцев в поляков.

В будущем это может размыть мононациональный характер польского общества и привести к появлению в нём антипольски настроенного национального меньшинства, находящегося во враждебных отношениях с основным населением.

Так что борьба с культом УПА, который сегодня насаждается киевской властью, связана не только с ценностными установками польского населения и правящего класса. Эта борьба целиком и полностью соответствует национальным интересам Польши.

Перед польскими властями стоит задача выкорчевать с корнем бандеровскую мифологию у прибывающих в страну украинцев и добиться от влияющего на них так или иначе Киева изменения исторической политики. Ради этого Варшава готова идти на прямой конфликт с Киевом и рисковать стратегическим сотрудничеством с Украиной.

Риски отказа от борьбы с превращением в национальных героев Украины Шухевича и Бандеры в долгосрочной перспективе для польских властей перевешивают риск потерять Украину как стратегического партнера.
Ярослав КачиньскийЯрослав Качиньский

Поэтому Польша признаёт Волынскую резню геноцидом. Поэтому лидер правящей партии «Право и справедливость» и фактический правитель страны Ярослав Качиньский заявляет, что с Бандерой Украина в Европу не войдет. Поэтому в польском Сейме второй год обсуждают запрет символики украинского национализма, уголовное преследование за использование красно-черного флага УПА и портретов Степана Бандеры на публичных мероприятиях, распространение лозунгов и идей бандеровского движения.

Для Польши в данном случае речь идет не только о ценностях и сохранении памяти о преступлениях польского народа. Уничтожение вируса украинского национализма отвечает национальным интересам поляков. Это вопрос их национальной безопасности. 

*УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров