×
Политика Политика

Эксперт: Белоруссия помнит о Майдане, развивая диалог с Литвой и ЕС

Источник изображения: kontakt.by

На фоне «санкционной войны» России и ЕС от своих европейских ограничений пытается избавиться другая страна постсоветского пространства – Беларусь. Посредником в диалоге Минска и Брюсселя, как и в украинском случае, является Вильнюс. Может ли это посредничество принести дестабилизацию ещё одному соседу ЕС? И осознают ли такие риски в самой Белоруссии? Об этом портал RuBaltic.Ru узнал у научного сотрудника сектора европейских стран СНГ и Балтии Российского института стратегических исследований Светланы ТИХОНОВОЙ:

- Светлана Вячеславовна, недавно состоялась встреча министра иностранных дел Литвы Линкявичюса и премьера Беларуси Мясниковича, в ходе которой обсуждались вопросы двустороннего сотрудничества, в том числе и по линии ЕС. Насколько вообще перспективны, на Ваш взгляд, литовско-белорусские отношения сегодня?

- В конце июля в Минске с ответным визитом побывала литовская делегация во главе с министром иностранных дел Л.Линкявичюсом. До этого по его приглашению глава внешнеполитического ведомства Белоруссии В.Макей в ходе «прибалтийского турне» посетил Вильнюс. Однако обе встречи, судя по всему, конкретных результатов не принесли – отсутствие договорённостей по наиболее важным вопросам (приграничное сотрудничество, АЭС и др.) свидетельствует об этом. В этой связи возникает сомнение в искреннем намерении, а также готовности сторон к углублению сотрудничества.

Причина «концептуальной пропасти» кроется в разных целях и задачах, которые преследуют Минск и Вильнюс в двусторонних переговорах. Если Белоруссия рассматривает своего прибалтийского соседа главным образом как экономического партнёра и готова содействовать углублению финансово-экономических связей, то Литва, не препятствуя торговым контактам, смотрит на Минск глазами «демократии», «европейских ценностей».

Судя по текущим событиям, белорусский подход в двусторонних отношениях явно преобладает.

Переломным этапом белорусско-литовского сотрудничества стал Вильнюсский саммит ВП, после которого взаимодействие двух стран проходит на постоянной основе. Литва ставит себе в заслугу официальное приглашение белорусской делегации на Вильнюсский саммит, которое в дальнейшем позволило Минску активизировать работу по линии ВП. Однако до сих пор Белоруссия остаётся единственной страной - членом организации, которая не принимает участия в двусторонних проектах, предусмотренных ВП.

- Каковы долгосрочные интересы Литвы в Белоруссии? Носят ли эти интересы экономический характер?

- При интенсивных торгово-экономических связях двух стран Литва всячески старается оказать политико-идеологическое воздействие на соседа. Например, литовский МИД во главе с министром иностранных дел Линкявичюсом, работавшим до этого послом в Белоруссии, пытается смягчить или снять санкции ЕС в отношении Минска.

Процесс приобщения Белоруссии к европейской интеграции фактически направлен на ослабление евразийских устремлений белорусского руководства. В этом отношении подписание 8 мая этого года Россией, Белоруссией и Казахстаном Договора о создании Евразийского экономического союза стало «лакмусовой бумажкой» для европейских чиновников: в их глазах идея создания для Белоруссии альтернативы евразийской интеграции приобрела особое, жизненно важное значение. Этим во многом и объясняется наметившееся «потепление» в диалоге ЕС и Белоруссии.

Геополитический выбор официального Минска заставляет Брюссель скорректировать политику санкций и ограничений, её неэффективность и ошибочность уже не вызывают сомнений и у евроинтеграторов, хотя некоторые из них до сих пор не готовы публично это признать.

Прежние задачи еврочиновников – демократизация, свержение «диктаторского режима» и т. д. - как бы отошли на второй план (украинские события отчётливо демонстрируют приверженность западных элит незыблемому курсу на вестернизацию постсоветского пространства), на повестке дня ЕС – содействие вовлечению Белоруссии в русло европейской интеграции. На роль координатора этой политики охотно претендует и Литва.

- Литва не отказывается и от поддержки белорусской оппозиции. В рамках своего недавнего визита Линкявичюс тоже не упустил возможности встретиться с оппозиционерами. Как Вы думаете, в чём смысл такой двойственной позиции Литвы? Может ли Минск в таком случае доверять Вильнюсу?

- Действительно, в то время как В.Макей в ходе официального визита в Вильнюс встречается с местными деловыми кругами, глава литовского внешнеполитического ведомства посещает представителей оппозиции и гражданского общества в Минске.

Данный пример наглядно характеризует приоритеты дипведомств двух стран. Одной из основных задач МИД Белоруссии является развитие внешнеэкономических связей и содействие притоку белорусских инвестиций за рубеж.

Вопрос «политзаключённых» традиционно входит в повестку дня прибывающих в Минск европейских делегаций, и Литва в этом случае не исключение. Говорить о двойственности позиции Литвы в данном контексте вряд ли приходится – скорее, речь идёт об особенностях политической культуры Запада, к коему Литва себя непременно относит.

Что же касается доверия сторон друг другу, то сама категория «доверия» во внешней политике не только Минска или Вильнюса, но и других международных акторов уходит на задний план. И события на Украине наилучшим образом подтверждают это. Насаждаемая ЕС шкала ценностей исключает доверие, доверительные отношения стран и их руководителей друг с другом; ценностный фактор как совокупность духовных и морально-нравственных принципов вымывается прагматизмом, выгодой, равенством и другими аналогичными «столпами» западной политической культуры.

- Украинский случай, действительно, показательный, но как раз не скомпрометировал ли Вильнюс себя в роли посредника, когда «обрабатывал» Украину перед Вильнюсским саммитом? Нет ли угрозы того, что Литва в своей политике демократического миссионерства сейчас «переключится» с Украины на Беларусь?

- Вильнюс действительно на правах хозяина саммита ВП приложил усилия для вывода европейской программы из того паралича, в котором она пребывала на протяжении последних двух лет. Вместе с тем, ответственность за провалы Вильнюсского саммита, главным из которых стал отказ Украины подписывать соглашение о ЗСТ, Литва, в силу её авторитета и политического веса в ЕС, несёт в гораздо меньшей степени. Активная поддержка Литвой киевских властей направлена на получение главным образом имиджевых бонусов в ЕС, в этой связи дезинтеграция постсоветского пространства будет оставаться одной из главных внешнеполитических задач литовской дипломатии, которая будет точечно решаться и на белорусском направлении.

На сегодняшний день на развитие белорусско-литовских связей в значительной степени влияют события на Украине. Литва будет продолжать делать ставку на усиление евроинтеграционных настроений как в профильных структурах Белоруссии (и прежде всего в МИД), так и среди белорусской молодёжи путём увеличения стажировок в европейские вузы и системы грантов.

- С другой стороны, насколько далеко Минск готов идти в своём диалоге с Литвой и ЕС? Есть ли в этом вопросе «красные линии», которые Лукашенко точно не переступит?

- Как уже говорилось, прежний санкционный подход Брюсселя в отношении Белоруссии исчерпал себя. В конце прошлого года Лукашенко не без гордости заявил об активизации переговоров, прежде всего кулуарных, с ЕС, причём на «кулуарности», по словам президента, настояли сами европейцы. Последние высоко оценили «последовательную позицию Белоруссии по Украине», выразив тем самым поддержку Лукашенко в его контактах с Порошенко.

Вероятно, чем больше в украинской теме белорусский лидер будет диссонировать с Москвой, тем больше привилегий будет готова предоставить в ответ ему Европа. Речь идёт прежде всего об упрощении визового режима с ЕС и выдачи кредитов, включении в инфраструктурные проекты и т. д.

И в Минске, и в Брюсселе осознают важность активизации европейского вектора Белоруссии в канун президентских выборов. Однако Лукашенко, и в этом его особенность, понимает, насколько опасными, с учётом событий на Украине, могут быть заигрывания с Западом. Минск будет использовать «европейский потенциал» только в той степени, в которой он не будет противоречить национальным интересам страны; ЕС и Литва, в свою очередь, будут постепенно внедрять в белорусскую государственную модель европейские принципы.  

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров