×
Политика Политика

Из Латвии эвакуируются образованные пассионарии

Источник изображения: http://rewalls.com/

За последнее десятилетие массовая эмиграция населения из стран Прибалтики носила характер эпидемии. Сегодня более 10% подданных Латвии проживают за ее пределами. Вопреки сложившимся стереотипам, это наиболее активные, предприимчивые и образованные, правда, уже бывшие жители малой прибалтийской республики. Бывшие жители, которые не собираются возвращаться на родину.

Сегодня в Центре гуманитарных и социальных наук Латвийского университета широкой общественности проходит презентация книги «Общины латвийских эмигрантов: диаспора надежды». Книга содержит 14 аналитических статей известных латвийских социологов, экономистов и специалистов по коммуникациям, подготовленных на базе результатов самого масштабного на сегодняшний день исследовательского проекта об уехавших латвийцах «Латвийские эмигрантские общины: национальная идентичность, транснациональные отношения и диаспоральная политика». В ходе исследования был проведен крупнейший опрос латвийских эмигрантов, в котором участвовали более 14 тыс. респондентов.

Как утверждают авторы книги, их работа направлена на развенчивание разнообразных мифов и общественных представлений, которые существуют в отношении уехавших. Так, первый стереотип латвийцев в отношении собственных соотечественников, бежавших за рубеж, связан с тем, что мигранты зачастую воспринимаются лишь как малоквалифицированные труженики, занятые исключительно на «черных» работах, вроде сбора клубники и грибов в Ирландии. На самом же деле эмигранты в среднем образованнее, чем оставшиеся жители Латвии. Примерно половина уехавших на новом месте являются «белыми воротничками»: офисные служащие, менеджеры, секретари. 44% «свежих эмигрантов» (уехавших уже в посткризисные годы) в той или иной степени используют полученное на родине образование и квалификацию на своем теперешнем месте.

Таким образом, из страны «эвакуировался» вовсе не люмпен-пролетариат, а образованные пассионарии. Именно они, оставшись на родине, могли бы пополнить ряды предпринимателей и высококвалифицированных специалистов.

Предположение, что эмигранты — лица с завышенными потребностями и бежали на чужбину исключительно за более сдобным куском хлеба, тоже является заблуждением. 43% опрошенных сообщили, что вынуждены были «эвакуироваться», так как попросту не могли «свести концы с концами», 23% уехавших не удалось найти работу на родине, а 14% — не могли продолжать тянуть на себе кредитные обязательства, получая при этом латвийскую зарплату. Таким образом, в государстве сложилась ситуация, когда как раз-таки самое образованное и активное население не смогло вписаться в рынок.

Более 80% покинувших Латвию являются экономическими мигрантами. «Маленькие зарплаты» и «отсутствие перспектив» — основные причины «эвакуации», которые называют сами уехавшие. Кстати, лишь 5% респондентов заявили, что их родственники в сложившихся экономических условиях и ввиду безвыходности ситуации не поддерживали отъезд.

Подобное свидетельствует о том, что слово «эвакуация» в отношении массовой эмиграции населения из стран Прибалтики — вовсе не литературный троп, а наиболее подходящий термин для описания действительности.

Несмотря на некоторые сложности адаптации, латвийцы за рубежом чувствуют себя вполне комфортно. Только 7% уехавших не удовлетворены условиями труда на новом месте. Большинство представителей латвийской эмиграции заявляют о лучшем отношении к ним нового зарубежного работодателя, в сравнении с бывшими начальниками на родине. Система образования, здравоохранения, налоговая система на новом месте были оценены эмигрантами гораздо выше, чем в Латвии.

Зарубежная диаспора продолжает смотреть на ситуацию в Латвии крайне пессимистично. Так, 75% эмигрантов считает состояние дел в стране плохим или очень плохим, а более 90% не удовлетворены работой латвийского правительства. Катастрофических показателей достигает уровень отчужденности уехавших от родины. 80% покинувших страну не ощущают, что их возвращения ожидают в Латвии. Несмотря на чувство ностальгии и заинтересованность в процессах, происходящих «дома», эмигранты не чувствуют, что приоритетом правительства является их возвращение. Из-за подобных ощущений большая часть уехавших за кордон латвийцев не собирается возвращаться. Лишь пятая часть опрошенных сообщили, что они могли бы вернуться в случае повышения уровня жизни в Латвии, тогда как 30% заявили, что никогда больше не будут жить в маленькой уютной стране на берегу Прибалтийского моря. К сожалению, подавляющее большинство уехавших потеряны для страны навсегда.

P.S.

«(…) Я думаю, что не может быть такого плана, который мог бы делать так, чтобы человек вернулся. С помощью одного плана нельзя добиться возвращения человека назад. В принципе, возращения можно добиться только общим улучшением социально-экономической ситуации, изменением отношения к своему народу со стороны политиков, сменой формата коммуникации с народом, даже если средства остаются теми, какие есть. Остальное приложится».

(Женщина, 36 лет, Латвийская эмигрантка)

«Что они хотят, чтобы мы вернулись? Да? Ну и дальше? Получат они нас там. И дальше что будет? Что будет дальше, скажите пожалуйста? Все равно они не могут обеспечить ту спокойную, хорошую жизнь, которую можно получить за границей, к которой привыкли за прожитые там годы. Я думаю, это их (латвийских политиков – прим. RuBaltic.Ru) совсем не интересует. Они могут делать то, что хотят».

(Латвийский эмигрант в Германии)

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров