×
Политика Политика

Темные века: как Украина и Прибалтика борются с «российской пропагандой»

Источник изображения: http://bigpicture.ru

Украина и балтийские страны перенимают друг у друга опыт борьбы с Россией в целом и с «российской пропагандой» в частности. В Латвии предлагают строить стену вдоль границы и добиваться на уровне Брюсселя запрета российских СМИ во всей Европе, а на Украине вслед за «черным списком» неугодных актеров и певцов опубликовали список запрещенных российских книг, которые обещают уничтожать на российской границе. Вся эта деятельность подается как борьба с «российской агрессией» в защиту европейских ценностей, однако предлагаемые для борьбы с Россией решения выдают в украинских и прибалтийских «борцах» ценности глухого европейского средневековья.

Вслед за запретом почти 368 российских фильмов и сериалов и составлением «черного списка» нежелательных на территории Украины российских и пророссийски настроенных западных артистов власти страны опубликовали список из 38 книг, которые запрещено ввозить на украинскую территорию. Как отмечает государственная фискальная служба Украины, запрет введен «с целью предотвращения применения к гражданам Украины методов информационной войны и дезинформации, распространения идеологии человеконенавистничества, фашизма, ксенофобии и сепаратизма, остановки посягательств на территориальную целостность и определенное конституцией Украины государственное устройство».

В частности, к «распространяющим человеконенавистничество, фашизм и ксенофобию» были отнесены: книга советника президента России, экономиста Сергея Глазьева «Украинская катастрофа. От американской агрессии к мировой войне?», годовой отчет Группы информации по преступлениям против личности «Массовые нарушения прав человека в ходе гражданского противостояния на Украине» (автор – российский историк А.Р. Дюков), работы историков (Козлов А.В. «Вся правда об Украинской повстанческой армии»), политологов (Кочетков А.В. "Кровавые преступления бандеровской хунты"), экономистов (Катасонов В.Ю. "Украина: Экономика смуты, или Деньги на крови").

В Киеве уточнили, что этот список неполный, и пообещали его регулярно расширять по мере появления новой продукции «российской пропаганды».

«Крамольные» книги запрещено не только ввозить на территорию Украины, но и распространять внутри страны.

Государственный комитет по телевидению и радиовещанию уже обратился к гражданским активистам с призывом незамедлительно звонить им на «горячую линию» и сообщать о фактах продажи запрещенных изданий в книжных магазинах. Следующий логический шаг: рейды Службы безопасности Украины по квартирам, в которых по доносу соседей будут искать запрещенную литературу. К слову, такой вариант уже не выглядит откровенной фантастикой: этой весной в городах Восточной Украины вывешивали биллборды «бытовой сепаратист», на которых бдительных граждан призывали сдавать в СБУ знакомых, заподозренных в пророссийских настроениях и «ватничестве».

Что касается запрещенных книг, то их украинские власти будут уничтожать при попытке пересечь границу страны – все это, разумеется, происходит под лозунгом движения Украины в Европу.

И ведь нельзя сказать, что с такими мерами Украина не идет в Европу. Еще как идет, нужно только уточнить – в какую? Уничтожение «сатанинских книг» в Европе активно практиковалось в Средние века и раннее Новое время. Если украинские власти решили воевать с книгами, то им надо бы обратиться к опыту монаха Савонаролы, духовные наставники которого врывались в дома флорентийской знати, изымали из частных библиотек «бесовскую литературу» и торжественно несли её на городскую площадь сжигать на костре. А Святой престол в 1559 году опубликовал «Индекс запрещенных книг», разосланный во все части католического мира: перечисленные в списке книги Макиавелли и Боккаччо добрым католикам на протяжении 400 лет категорически запрещалось держать у себя дома, читать и даже открывать. В топку! На костер!

Есть и более близкие нашему времени тоже вполне европейские практики сожжения книг. Это публичное сожжение книг на площадях нацистской Германии, когда в огонь летели труды Хемингуэя, Ремарка, Маркса, Уэллса, Толстого, Достоевского и многих других. Это была Европа, и даже не средневековая. Но впавшая в средневековье: страна, на которую нашло затмение и для которой наступили темные века.

Судя по новостям, сейчас затмение нашло на Украину, а также на союзные и идеологически близкие к ней балтийские страны: от непреходящего страха и ненависти к России в них тоже наступает сон разума и приходят темные века.

Запрещать книги в Прибалтике пока не додумались, однако идея «черного списка» деятелей культуры пришла на Украину именно оттуда. В свою очередь страны Балтии, похоже, решили перенять у Украины идею строительства стены вдоль границы с Россией. Соответствующее предложение внес министр внутренних дел Латвии Рихард Козловскис. «Четыре года и 17 миллионов евро – столько нужно Латвии, чтобы отгородиться от России стеной», — заявил глава латвийского МВД.

Общая украинско-прибалтийская идея фикс – борьба с «российской пропагандой», включающая в себя и запреты российских фильмов, и отключения российских телеканалов, и «черные списки» экспертов, артистов и даже книг. Несмотря на провал проекта «контрпропагандистского» европейского телеканала, прибалтийские политики не теряют надежды сделать борьбу с «российской пропагандой» общеевропейским делом. Например, депутат Европарламента от Латвии Артис Пабрикс призвал ЕС «думать более масштабно» и принимать такие законы, которые запрещали бы «неправильным» СМИ регистрироваться во всех европейских странах. Список «неправильных СМИ» прилагается – от создателей списков «неправильных артистов» и «неправильных книг».

Все это происходит в Европе XXI века. Исторически этот XXI век наступил далеко не для всей Европы. И проблема не в том, что Украина, Литва или Латвия отстают в своем развитии от остальной Европы. Проблема в том, что под влиянием внешнеполитической конъюнктуры эти страны отбросили себя в развитии далеко назад: в некоторых вопросах — аж ко временам монаха Савонаролы.   

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров