×
Политика Политика

Домбровскис получил кресло в Еврокомиссии в обмен на Латвию

Источник изображения: www.kasjauns.lv

Прибалтийские политики получили представительство в новом руководстве ЕС: экс-премьер Эстонии Андрус Ансип стал вице-президентом Еврокомиссии по телекоммуникациям, экс-премьер Латвии Валдис Домбровскис – по монетарной политике. Последнее назначение парадоксально: на новой должности Домбровскис будет отвечать за ту сферу, которую развалил, находясь во главе латвийского правительства, – социальную политику.

Формирование исполнительной власти ЕС на следующие пять лет для стран Балтии можно считать в целом неудачным. Ещё год назад премьер-министр Латвии Валдис Домбровскис и президент Литвы Грибаускайте считались основными кандидатами на пост главы Еврокомиссии. После украинских событий, резко повысивших геополитические акции балтийских республик, стали звучать предположения, что их представитель может возглавить Совет ЕС – иными словами, стать «президентом Евросоюза».

Однако геополитическое значение стран Балтии оказалось преувеличенным, и карьерные аппетиты прибалтийских политиков были удовлетворены Европой по минимуму. Впрочем, для Андруса Ансипа с Валдисом Домбровскисом и посты вице-президентов можно считать победой. Бывшие лидеры Латвии и Эстонии реализовали мечту своих коллег: стать политическими гастарбайтерами. Теперь вместо Таллина и Риги они будут жить в Брюсселе, где зарплата – больше, возможности – выше, а климат – мягче.

Можно ли назвать распределение постов в Еврокомиссии успехом для самих Латвии и Эстонии – вопрос более сложный. С одной стороны, Латвия и Эстония надолго избавились от своих премьеров-долгожителей – а это несомненный успех. Кроме того, теоретически ведь экс-премьеры, будучи вице-президентами Еврокомиссии, могут помочь своим странам – пробить им увеличение дотаций или квот на рыболовство, например.

Впрочем, это только теоретически. В реальности тот же Валдис Домбровскис на посту латвийского премьера прославился жёсткой экономией на населении, что и обеспечило ему европейскую карьеру. С чего бы ему на новом посту расщедриться для Латвии теперь?

Случай Домбровскиса примечателен особо.

Высокий пост в Еврокомиссии он, в сущности, получил за то, что продал Латвию с интересами её населения, превратив страну в демонстрационную площадку для европейских чиновников, на которой показывал, как лихо он может применять «непопулярные меры», которые приводят к улучшению макроэкономических показателей.

«Непопулярные меры» - это очень популярный термин среди западных правых экономистов; считается, что если их применить, то после неизбежного болевого эффекта в обществе начнётся «оздоровление экономики» и устойчивый экономический рост. Однако их практически никогда не применяют из-за соображений «популизма»: правящие политики, может, и рады были бы урезать пенсии, пособия и социальные программы, сокращать бюджетников и закрывать нерентабельные предприятия, но народ целебного характера таких мер не поймёт никогда. Соответственно, политический лидер, который решится пойти на «непопулярные меры», но не вылетит из власти на первых же выборах и удержится на своём посту до появления первой позитивной статистики, будет признан праволиберальным экспертно-политическим сообществом новым Аденауэром, Рейганом и Тэтчер в одном лице.

Задачу стать в глазах западных партнёров именно таким лидером, похоже, и поставил перед собой Валдис Домбровскис в 2009 году, когда вернулся из Еврокомиссии в Ригу на пост премьер-министра. Идя на резкое урезание бюджетных расходов, включая прежде всего социальную сферу, а также абсолютное невмешательство государства в рынок труда и в процесс стремительного банкротства предприятий-налогоплательщиков, глава правительства гарантировал себе безопасность двумя вещами.

Во-первых, очень высокой зависимостью Латвии от Брюсселя, которая только возросла в условиях кризиса. При формировании 20% латвийского ВВП за счёт европейских дотаций, Латвия в любом случае должна была терпеть прямого ставленника европейской бюрократии на посту премьер-министра, под которого и через которого шла в Ригу брюссельская помощь. Во-вторых, особенность латвийской «этнической демократии»: как доказали выборы 2011 года, за кого ни голосуй, а правительство всё равно формировать будет «Единство». Поэтому Валдис Домбровскис со своей политикой «затягивания поясов» не только не вылетел из правительства после первых же выборов, но ещё и стал премьером-долгожителем.

Можно возразить, что произошло это потому, что политика Домбровскиса по выходу Латвии из кризиса оказалась успешной, что доказывается той же макроэкономической статистикой.

Но при внимательном изучении этой статистики приходишь к выводу, что премьер-министр Валдис Домбровскис стал не новым Рейганом или Аденауэром, а латвийским Гарри Гудини – только фокусы и мистификации он делал в макроэкономических таблицах.

«Улучшение сальдо внешнеторгового баланса не связано с чудо-политикой властей, а обусловлено резким падением импорта ввиду сокращения внутреннего спроса. Перед угрозой массовой безработицы резко усилился отток населения из Прибалтики. В 2010 г. из Литвы уехало 83 тыс. человек. Итогом «успешных» мер стало резкое ухудшение госфинансов, рост долга по отношению к ВВП: Латвия – с 9 до 45 %, Литва – с 16 до 38%», - пишет о балтийском пути выхода из кризиса заместитель директора Центра по европейским реформам в Лондоне Симон Тилфорд. У латвийского правительства в 2010 - 2013 годах наблюдались такие невинные статистические «шалости», как публикация данных по безработице при замалчивании данных по эмиграции или публикация данных по экспорту при замалчивании данных по реэкспорту.

«Широко разрекламированная история “экономического успеха” Латвии на самом деле идентична тяжёлой ситуации в США во время “великой депрессии”», - сделал в итоге вывод о посткризисной ситуации в Латвии летом 2013 года в своем блоге в «The New York Times» нобелевский лауреат Пол Кругман. Население Латвии, судя по опросам, по отношению к «истории успеха» явно согласно с Кругманом, а не с собственным правительством и правящим «Единством».

Однако брюссельские функционеры в Латвии не живут – большинство из них там даже никогда не было, поэтому им оказалось достаточно формальных данных официальной статистики… и вот уже Валдис Домбровскис – вице-президент ЕС по монетарной политике.

«На этой должности мне придётся заниматься вопросами, которые прямо связаны с финансовой стабильностью и ростом экономики ЕС и еврозоны и одновременно с социальной сферой и занятостью», - заявил Домбровскис журналистам.

Социальной сферой и занятостью! То есть латвийскому экс-премьеру поручили заниматься именно теми вещами, которые он в Латвии благополучно развалил. Именно при Домбровскисе десятки тысяч человек, не дождавшись рабочих мест в Латвии, уехали искать работу за рубеж, массово закрывались больницы, а страна вышла на первое место в ЕС по уровню материальной отчуждённости. Получается, теперь это ждёт всю Европу, если брюссельские бюрократы предложили заниматься финансовой стабильностью, социальной сферой и занятостью такого вице-президента?   

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров