×
Политика Политика

Что ждать Украине от выборов в США – взгляд из Киева

Источник изображения: коллаж rubaltic.ru

Мир находится в ожидании ноябрьских президентских выборов в США. Особенно чувствителен данный вопрос для Украины, действующая власть которой подыгрывает финансово-политической группе Хиллари Клинтон в её борьбе за президентское кресло. Чего же ожидать Украине по итогам голосования в США?

Главный закон украинской политики гласит, что сужение «кормовой базы» при неизменном количестве желающих получить доступ к ней приводит к ожесточению политической борьбы. По всей вероятности, ближайшей осенью-зимой политическая борьба на Украине приобретёт уж совсем гротескные формы – не только по внутренним причинам, но и ввиду ослабления контроля над украинскими элитами со стороны Вашингтона, сосредоточенного на президентской кампании. Кроме того, напомним, что в Киеве произошла смена американского посла Джеффри Пайетта, одного из главных архитекторов киевского режима, заложившего его дуалистическую природу (Яценюк и Порошенко являлись уравновешивающими друг друга фигурами), на Мари Йованович, чьи возможности влиять на украинский истеблишмент, как минимум на первых порах, куда более ограниченны.

Соответственно, украинские элитарии получат определённое пространство для маневра – вплоть до не санкционированной Вашингтоном смены игроков на политическом Олимпе. 

Летом этого года в украинском политическом и медийном пространстве резко активизировались дискуссии относительно военного переворота против Порошенко, подогреваемые высказываниями представителей оппозиционных к действующему президенту лагерей. Предполагается, что ударной силой переворота станут ультранационалистические «добровольческие» батальоны, а бенефициарами – «партия войны» в лице Яценюка, Турчинова и Авакова.

Впрочем, всё это гипотетические варианты.

Пока же официальный Киев уповает на победу Хиллари Клинтон, подыгрывая её финансово-политической группе в борьбе за президентское кресло. Факты – вещь упрямая.

Во-первых, одним из спонсоров Фонда Клинтон является олигарх Виктор Пинчук, зять экс-президента Кучмы. По различным сведениям, суммарные вложения Пинчука в Фонд Клинтон составляют от $10 до $25 млн.

Во-вторых, несколько месяцев назад разгорелся скандал вокруг ушедшего в отставку главы избирательного штаба Дональда Трампа Пола Манафорта, чьё имя якобы оказалось в т. н. «чёрной бухгалтерии» Партии регионов, правящей при Януковиче. Новосозданное Национальное антикоррупционное бюро Украины фактически легализировало политическую «джинсу», обвинив Манафорта в получении $12,7 млн от команды Януковича.

Мотивы украинского правящего класса относительно поддержки Клинтон, пользующейся репутацией одного из наиболее антироссийских «ястребов», лежат на поверхности. Цель киевских чиновников, обладающих психологией временщиков, – продление своего пребывания у «кормушки», что возможно только при наличии внешних покровителей, которым можно «продать» идею превращения Украины в антироссийский плацдарм.

Потому и вызывают столь нервную реакцию Киева определённые реверансы Трампа в адрес России.

Надо сказать, что у Вашингтона очень длинная «скамейка запасных» на Украине, и не исключено, что по итогам президентской гонки верхушку киевского режима ждут кадровые перестановки. В зависимости от имени победителя, тактических целей и задач США на Украине, баланс сил внутри киевского режима может сместиться как в сторону дальнейшей радикализации (путём возврата в высокие киевские кабинеты Яценюка, экс-главы СБУ Наливайченко и губернатора Одесской области Саакашвили), так и в сторону формирования новой коалиции политических сил с участием «Оппозиционного блока», паразитирующего на электоральном поле Юго-Востока Украины и одновременно проявляющего сервильность к режиму Порошенко. В случае реализации последнего сценария американцам наверняка потребуются услуги одиозного олигарха Дмитрия Фирташа, обладающего как большими медийными возможностями, так и влиянием на фракции «Блок Петра Порошенко» и вышеупомянутый «Оппоблок». К слову, Фирташ на сегодняшний день находится под угрозой экстрадиции из Австрии в США.

Тем не менее фундаментальные изменения по отношению к Украине со стороны США по итогам президентских выборов представляются маловероятными даже в случае победы «изоляциониста» Трампа. Поскольку США так и не сумели (и уже не сумеют) выполнить свои задачи через инструментарий украинского кризиса (Крым стал частью России, втянуть Россию в войну на Украине не удалось, равно как и разорвать экономические связи ЕС и РФ), Украина отошла с повестки дня во внешнеполитических приоритетах Вашингтона на второй план. 

Без сомнений, США никогда не признают Крым частью России и продолжат попытки сковывать российские ресурсы украинским вопросом, однако эффективность украинского «плацдарма», ввиду постепенного превращения Украины в территорию гуманитарной катастрофы, в настоящее время весьма низкая.

По состоянию на 2016 год США даже свернули финансовую помощь киевскому правительству (в условиях 20 процентного дефицита госбюджета и отсутствия денег для закупки энергоносителей в достаточных объёмах накануне отопительного сезона), ограничиваясь, помимо «проукраинской» словесной интервенции, незначительной военно-технической и организационной помощью (смягчение конфликтов между различными украинскими политическими группировками).

Что касается вопроса углубления сотрудничества Украины с НАТО и предоставления Киеву летального вооружения в случае победы Хиллари Клинтон, о чём говорят многие аналитики (в частности, экс-посол США на Украине Стивен Пайфер), то риск в данном случае скорее умозрительный, чем реальный. Несмотря на двухлетнюю борьбу с «российской агрессией», прокиевское экспертное сообщество признаёт, что уровень партнёрства Украины с Альянсом находится на наиболее низком уровне с 1992 года, не в последнюю очередь из-за чрезвычайно высокого уровня коррупции в структурах ВСУ, обогащающихся на перепродаже вооружения. Можно возразить, что начала функционировать совместная литовско-польско-украинская бригада по стандартам НАТО (общая численность – 4500 человек, из них 560 украинцев), однако ключевая роль в её создании (переговоры стартовали ещё в 2009 м) принадлежит польским элитариям, бредящим идеей «Междуморья».

Наконец, говоря о вопросе реализации Минских соглашений после выборов в США: всё идет к тому, что судьба Украины будет обсуждаться без представителей украинской власти в формате США – РФ – ЕС, поскольку украинский политический класс, как показывают события последних двух лет, не обладает политическим ресурсом для имплементации «Минска». Нечто подобное происходит уже сейчас на полях саммита G20: «нормандская четвёрка» стремительно превращается в «нормандскую тройку», которая за спиной Украины может провернуть конфедерализацию государства по сценарию Боснии и Герцеговины.

О чём можно говорить наверняка, так это о том, что, независимо от имени будущего президента, американцы примут участие в приватизации государственной собственности Украины.

В частности, в руки американского капитала могут перейти ряд объектов энергетики, морские порты и плодородная земля. После чего Украина окончательно потеряет экономический суверенитет и навсегда укрепится в системе мирового разделения труда в роли сырьевого придатка стран развитого капитализма.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров