×
Политика Политика

Первый министр обороны Литвы: Ландсбергис никогда не был президентом

Источник изображения: Коллаж RuBaltic.Ru

Один из лидеров национального движения «Саюдис», первый министр обороны постсоветской Литовской Республики Аудрюс Буткявичюс крайне резко отреагировал на предложение ряда политиков присвоить Витаутасу Ландсбергису статус президента. По его словам, этот шаг — откровенный плевок в сторону литовских граждан.

Аудрюс Буткявичюс был одним из тех, кто стоял у начала постсоветского литовского пути. Будучи подписантом Акта независимости, он принимал самое активное участие в обороне Вильнюсского телецентра 13 января 1991 года.

Позже Буткявичюс сам признавал, что сознательно шел на жертвы среди гражданского населения, чтобы добиться этим вывода советских войск из Литвы и окончательно решить вопрос о выходе республики из состава СССР.

К слову сказать, именно благодаря этому сегодня Буткявичюс известен миру как «теоретик цветных революций».

Отец независимости прекрасно помнит, как формировалась вертикаль власти — парламент, суды и правительство, помнит он и о том, кто стоял во главе страны в самый ответственный момент — в период ее становления. Имя Витаутаса Ландсбергиса не входит в плеяду лидеров. Будущий «патриарх консерваторов» был лишь одним из многочисленных претендентов, желавших стоять у руля.

Витаутас ЛандсбергисВитаутас Ландсбергис

«Профессор Ландсбергис никогда не был главой страны, а лишь сидел в кабинетике Верховного совета, ел батон со сгущенным молоком и играл на фортепиано», — рассказывал Буткявичюс.

В интервью местной газете «Экспресс‑Неделя» подписант Акта независимости поведал о том, почему Ландсбергис не имеет никаких прав называть себя президентом Литвы.

«Нашим замыслом в 90‑х годах было не отдавать рычагов управления государством ни одному лидеру. ''Саюдис'' шел на выборы с идеей коллективного президента — Президиума Верховного Совета. У нас не было большого доверия к бывшим коммунистам — будущим лидерам парламента или правительства, тем более что мы прекрасно понимали: во время переговоров с Советским Союзом давление и нажим на них будут неизбежны (и как показала история, лидеры выпадали из окон или страдали от жажды, и очень часто подписывали нужные документы).

Изначальный наш замысел поэтому и был таким — не отдать ни одному из лидеров полномочий в принятии решений. Мы решили передать эти полномочия парламенту на коллективную ответственность, ведь всех не заставишь, а одного заставить легко. Мы сломали очень много копий, пока таким образом не сформировали временный Основной закон Литвы — временную Конституцию, по которой Литва жила с 1990‑го по 1992 год. Мы тогда взяли за основу Основной закон Литовской Социалистической Республики, выбросив оттуда всё ненужное.

Саюдис (Sąjūdis, Саюдис (Sąjūdis, "Движение") — общественно-политическая организация в Литве, возглавившая процесс выхода (отделения) Литовской ССР из состава СССР
В этом документе ни одному из лидеров — ни премьеру, ни председателю парламента — не было дано полноценных полномочий представлять государство.

Ландсбергис же имел достаточно ограниченное право представлять государство на международных переговорах, которое ему делегировал парламент, и был его спикером. Не больше! Он не имел права президента единолично принимать какие‑то решения. Потому постоянное желание Ландсбергиса и его окружения присвоить себе роль, которой они не играли, оскорбительно для многих других лидеров ''Саюдиса'', тем более что это неправда выставляет нас всех в качестве толпы или хора, которые лишь повторяли ''мудрые слова'' великого вождя», — рассказывает Буткявичюс.

Аудрюс Буткявичюс утверждает, Витаутас Ландсбергис по определению не мог быть главой государства, поскольку никто не дал ему таких полномочий. Кроме того, данный деятель, по словам Буткявичюса, дискредитировал себя постоянными конфликтами с коллегами. Против него были почти все.

«В 1991 году Ландсбергис был в постоянном конфликте со всеми, особенно с первым премьером Казимирой Прунскене и другими премьерами. И то, что он был в постоянном конфликте, доказывает, что не только де‑юре, но и де‑факто лидером он не был. Само наличие конфликта это доказывает. Стараясь уйти от этой ситуации, его сподвижники пытались предложить вариант, когда Ландсбергис мог быть избран председателем парламента с президентскими полномочиями — такая практика была в Эстонии.

Казимира ПрунскенеКазимира Прунскене
Но к тому времени профессор умудрился так испортить отношения со многими группами (тогда только начинали формироваться фракции) в парламенте, что избрать его в парламент уже не было возможности — за него просто не проголосовали бы.

То есть этот вариант дал бы карт‑бланш Альгирдасу Бразаускасу, за которого проголосовали бы не только его консолидированные сторонники, но и часть людей, последовавших за ''Саюдисом''. (...) Ландсбергис не пользовался поддержкой большинства парламента.

В 1992 году его группа сделала еще одну попытку: они предложили с помощью референдума восстановить институт президентства в Литве. Чтобы привлечь людей на голосование, они решили объединить два референдума: по выводу советских войск и по восстановлению института президента. Но мы не могли рисковать идеей вывода советских войск с одной стороны, и скептически относились к идее института президента — с другой.

Поэтому в парламенте мы объединили немало сил, которые проголосовали за то, чтобы референдумы о выводе войск и восстановлении института президента провести отдельно.

23 мая 1992 года на референдуме люди проголосовали против восстановления института президента. И сам факт организации такого референдума, и то, что люди проголосовали против, доказывает, что никаким президентом он не был», — утверждает Буткявичюс.

По мнению первого министра обороны, Ландсбергис был настолько недальновидным, что отдал власть в руки коммунистов. Его сторонники проиграли выборы именно из‑за деятельности их лидера, так как он всегда ставил свои личные амбиции выше интересов государства.

«В 1990 году выборы завершились полным проигрышем сторонников Ландсбергиса, коммунисты пришли к власти и взяли столько мест, что в их списке не хватало людей. То есть коммунисты сами не предполагали возможности такой оглушительной победы. Так Ландсбергис и его люди сами себе выкопали могилу: на 8 лет отдали власть в руки коммунистов, а их патриарх так никогда и не стал президентом. Вот вам и ''великий политик...мыслитель'' — заблудился в трех соснах.

Ландсбергис всегда ставил свои непомерные амбиции выше интересов Литвы или ''Саюдиса''. Естественно, что мы ему не доверяли!» — резюмирует Аудрюс Буткявичюс.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров