×
Политика Политика

Задабривая украинских националистов, Порошенко играет с огнем

Источник изображения: https://realist.online

14 октября исполнилось семьдесят пять лет со дня создания Украинской повстанческой армии (УПА)*. Украинские радикалы всех мастей, как обычно, провели в этот день митинги и факельные шествия. Среди лозунгов было и немало антиправительственных: националисты даже пообещали Порошенко нары рядом с Януковичем. Украинские радикалы также собираются принять участие в «майдане» Саакашвили 17 октября. И это притом, что Порошенко и его команда делают очень многое, чтобы у националистов возникло ощущение, будто постмайданная Украина — та страна, о которой они мечтали.

Наследие Донцова

Одним из главных идейных стержней украинских националистов является русофобия. Так, Дмитрий Донцов — один из основных мыслителей украинского национализма — делил мир на Латино-Германскую и Московско-Азиатскую части, которые, по его мнению, постоянно враждуют между собой. Украину он относил к Латино-Германской части мира. Также Донцов писал, что Россия всеми силами пытается уничтожить Европу, иначе идеи с Запада уничтожат ее.

А теперь давайте вспомним, что постоянно говорят Порошенко и его приспешники. О том, что Украина является «щитом», который защищает Запад от России.
Дмитрий Донцов

Дмитрий Донцов

Дмитрий Донцов провозглашал борьбу с Россией коллективным идеалом, или национальной идеей, украинского народа. Аналогия с речами «майданного» президента налицо. Порошенко, без сомнения, пытается сделать борьбу с Россией главной идеологической составляющей нынешней Украины, чтобы люди не думали о маленькой зарплате, высоких ценах на коммунальные услуги, падающей гривне, коррупции. Взамен этого им предлагается размышлять об угрозе с востока, а во всех бедах в государстве винить «агентов Кремля».

Правда, рассказы об агрессии России и «геройской» Украине уже порядком надоели даже заграничным слушателям. Президент Турции Эрдоган уснул во время «сказок» Порошенко. В ПАСЕ Петр Алексеевич выступал почти при пустом зале. Как шутили журналисты, делегаты решили, что это хорошее время, чтобы выпить кофе.

Кстати, и отношение к русскоязычному населению Украины как к людям второго сорта тоже проистекает из идей Донцова, который называл россиян аморфной массой, нуждающейся в том, чтобы ей управляли. «Российской массе» идеолог украинского национализма противопоставляет самодеятельную «европейскую общность». Конечно, украинцев он считал частью последней.

Так что не стоит удивляться, что в Киеве и области в магазинах и пунктах общепита запретили обслуживать клиентов на русском языке. Культивирующая пещерный национализм власть снова встала на задние лапки перед радикалами. И плевать, что Киев — преимущественно русскоязычный город. Та же история и с новым законом «Об образовании», который по факту предусматривает ликвидацию русских школ.

Всё это вполне вписывается в политику нынешней украинской власти, для которой чувства русскоязычных граждан ничего не стоят. Главное для них — что думают радикалы.

Новые языковые изыски ударили также по венгерским, румынским, польским школам. Но и тут можно увидеть наследие Дмитрия Донцова, который утверждал, что как две фигуры не могут уместиться на одной клетке шахматной доски, так и две нации не могут жить на одном клочке земли. Киевская власть хочет украинизировать всех, ведь это понравится националистам.

От Кравчука до Януковича

Надо отметить, что националистическая индоктринация началась задолго до победы Евромайдана. Так, в Конституции Украины 1996 года государственным языком был признан только украинский. Русский тоже упоминается в Основном законе, но как язык национального меньшинства без каких-либо дополнительных прав. А ведь тогда социологи заявляли, что русскоязычных на Украине от 35 до 45 процентов.

Леонид Кравчук и Виктор ЯнуковичЛеонид Кравчук и Виктор Янукович

Начавшийся сразу после выхода из Советского Союза крен вправо был продолжен и в период правления Леонида Кучмы, который за два года до этого пришел к власти благодаря голосам русскоязычных избирателей. На тот момент Кучма казался пророссийским, в отличие от Кравчука, который уже тогда начал поддерживать националистические идеи.

Однако, придя к власти, Кучма продолжил политику украинизации. При нём в русскоязычных школах стали заставлять открывать украинские классы, в университетах юго-востока страны часть лекций должна была в обязательном порядке читаться на украинском языке, а заявления в органы власти можно было подать только на государственном языке: на русском не принимали.

В 2003 году Кучма опубликовал книгу «Украина — не Россия». На ее страницах президент выступал против придания русскому языку статуса официального, за создание поместной церкви в Украине, писал о Мазепе как символе альтернативы для Украинского государства.

О Ющенко вообще нечего говорить. Он националист, хоть и с «вкраплениями» либерализма. Русскоязычное население Украины большие надежды возлагало на Виктора Януковича, однако единственным послаблением для говорящих на русском стал языковой закон Кивалова — Колесниченко, который позволил местным властям вводить на территории областей и районов региональные языки.

В остальном же Янукович продолжил политику предшественников. И ведь именно он и его приспешники «раздули» тему о подписании Ассоциации с ЕС как о светлом будущем для Украины. На практике это означало еще большее отдаление от России, поворот на Запад.

В конце концов эти «игры» и погубили Януковича. Если бы Янукович держался пророссийского курса, то его личная и политическая судьба могла сложиться по- другому.

Сегодня нередко звучит вопрос: почему Донбасс и Крым были столь пассивны во время Евромайдана и «подняли голову», лишь когда Януковича свергли? Всё очень просто. Люди не хотели «подниматься» за Януковича, понимая, что он всё равно предаст своих сторонников. Так уже было не раз.

Еще один занимательный вопрос: почему все украинские президенты становились заложниками националистической идеологии? Но и тут всё предельно тривиально.

После развала СССР новым властителям Украины понадобилась идеология, отличная от коммунистической. Во-первых, для того, чтобы обосновать необходимость независимости страны: требовались постулаты, которые могли бы объяснить, почему Украина не должна быть с Россией.

Во-вторых, чтобы «вытравить» из сознания людей идеалы Советского Союза. Прошлое имеет очень притягательную силу. Единственной сильной идеологией, которая оказалась тогда «под рукой», была идеология украинского национализма. Ее и стали использовать, чтобы создать базис государственности.

В силу этого любой президент Украины был обречен в той или иной мере принимать постулаты национализма. В них они видели обоснование легитимности своей власти.

А вот русскоязычное население страны из-за своей ментальной и духовной близости к России казалось любому правителю Украины угрозой для «трона». Поэтому Кучма и Янукович хоть и пришли к власти благодаря людям Юго-Востока, в конце концов обманули их.

Опасные «игры»

Порошенко пришел к власти на «штыках» националистов, и они сейчас представляют реальную силу в стране. Поэтому «майданный» президент вынужден постоянно задабривать их, идти на компромиссы с ними. Очень показателен мукачевский инцидент, когда в 2015 году в закарпатском городе Мукачево националисты из «Правого сектора»** начали войну с местной полицией. Чтобы навести порядок, Киев направил в населенный пункт Национальную гвардию. Многим казалось, что пришло время Порошенко показать националистам свою силу. Но нет. Виновникам позволили скрыться, а против «Правого сектора» не было применено никаких санкций. И это притом, что тогда за спиной Порошенко стоял вице-президент США Джо Байден.

Джо Байден и Петр ПорошенкоДжо Байден и Петр Порошенко

Сейчас у Петра Алексеевича такой поддержки из-за океана нет и ему еще тяжелее. Порошенко боится националистов, понимая, что они при первом удобном случае отберут у него власть. Но у «майданного» президента не хватает смелости вступить с ними в открытую схватку. Для этого нужна поддержка армии и полиции, в лояльности которых Порошенко сомневается.

Когда-то румынский диктатор Ион Антонеску столкнулся с подобной проблемой. Его власти угрожали правые радикалы из «Железной гвардии». Ион Антонеску пытался договориться с ними, но, осознав, что это не получится, уничтожил организацию при помощи верных войск. У Порошенко верных подразделений, видимо, нет. Или же не хватает воли их использовать.

Вот и приходится Петру Алексеевичу из кожи вон лезть, чтобы доказать радикалам, что он «свой парень».

Только сомнительно, что националисты, которые верят в превосходство своего этноса над другими, когда-нибудь воспримут Порошенко, Гройсмана, Авакова, Саакашвили как «своих парней». Они будут сотрудничать с номинальной властью, когда это выгодно, брать с нее деньги. Но всё равно будут ждать своего часа и «точить ножи»…

Поэтому игры с радикальными националистами — это всё равно что игры с пламенем. Результат один: огонь поглотит «игрока» и всё вокруг.

*УПА, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

**Правый сектор, запрещенная в России экстремистская организация — прим. RuBaltic.Ru

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров