×
Политика Политика

Европа второй свежести: что дозволено Греции, не дозволено Прибалтике

Источник изображения: ru.tsn.ua

В Европе завершилась очередная острая фраза греческого кризиса. Греция проведет требуемые от неё реформы, а коллеги по еврозоне в складчину предоставят грекам новую порцию финансовой помощи. Среди государств, обязанных скидываться на помощь грекам, будут и страны Балтии, жители которых живут гораздо хуже греков. Однако на помощь литовцам и латвийцам никто в ЕС тратиться не собирается, наоборот, это их заставляют помогать гораздо богаче живущим грекам: тем самым европейцы словно демонстрируют, что считают Грецию своей полноценной частью, тогда как Прибалтика для них второсортна, она — Европа «второй свежести». 

Новую программу общеевропейской помощи греки получили после референдума, на котором проголосовали против требований кредиторов, их новоизбранное правительство отказалось платить по долгам, а греческие политики отзывались о руководстве ЕС, немецком канцлере Ангеле Меркель и других своих кредиторах в самых оскорбительных выражениях. 

Вся Восточная Европа со злорадством ожидала, что за такое поведение греков накажут так, чтобы никому впредь не повадно было вести себя подобным образом, как ее бы наказали, пойди она на греческую дерзость. Дальше всех в этом отношении, как обычно, шла президент Литвы Даля Грибаускайте, заявлявшая со злорадным предвкушением: «Время пиров за чужой счет в Греции закончилось и платить за безответственное поведение нового правительства страны еврозоны точно не готовы».  

И что в итоге? А ничего. Саммит ЕС 13 июля снова решил предоставить грекам финансовую помощь. Объем трехлетней программы помощи Греции составит от 80 до 90 миллиардов евро в виде льготных кредитов, выделенных по линии Европейского стабилизационного механизма (ESM). 

Правда, взамен Греция обязалась провести серию структурных реформ, которые, по сути, являются все теми же мерами жесткой экономии, а также передать свои государственные активы на сумму в 50 миллиардов евро в специальный фонд под управление кредиторов. Но в любом случае — деньги ей выделили, и за плохое поведение народ и правительство Греции никто не наказал. Вместо них наказали другие страны еврозоны, по сути, обязав их жителей оплачивать долги греков из своего кармана.

В том числе жителей стран Прибалтики, по всем параметрам живущим гораздо хуже греков. Создана чудовищно несправедливая ситуация: нищих заставляют помогать бедным.

Несправедливость этой ситуации признают даже правящие балтийские политики, обычно до последнего старающиеся уверить электорат, что в положении их стран на международной арене все так прекрасно, что лучше и быть не может. Но тут и их прорвало. «Средняя пенсия в Греции в 2014 году равнялась 882 евро, в Латвии – 266 евро. Кроме того, греки не платят за отопление, что у нас составляет большую часть доходов, — написала на своей страничке в социальной сети депутат Европарламента от правящего в Латвии «Единства» Инесе Вайдере. — Если греки не выполнят новые договоренности, то за это придется платить и Латвии, в том числе нашим пенсионерам, пенсия которых в три раза меньше, чем у греков».
Может быть, раз возникла такая вопиющая несправедливость, то надо было пытаться её исправить? Например, добиться внесения изменений в план помощи Греции, по которым помогать грекам должны только те страны еврозоны, подушевой ВВП которых выше греческого.

Такая поправка в плане спасения Греции ничего бы кардинально не изменила: жители большинства стран ЕС, использующих евро, живут куда богаче греков; хуже греков во всей еврозоне живут лишь латвийцы с литовцами. Зато в отношении последних была бы соблюдена справедливость.

Между прочим, прибалты так гордятся тем, что они в Евросоюзе, что у них есть свои люди в Еврокомиссии! Так хвастаются перед теми же украинцами и другими участниками «Восточного партнерства» своими лоббистскими возможностями, «проходимостью» своих представителей в брюссельских коридорах! И где же во всей греческой эпопее были эти представители, в чем проявились их лоббистские возможности?
Вице-председателем Еврокомиссии, отвечающим за вопросы евро и социального диалога (то есть напрямую вовлеченным в историю со спасением Греции) является Валдис Домбровскис. Но постойте, это же бывший премьер-министр Латвии! Что же он не вступился за родную страну, не сообщил на заседании той же Еврокомиссии, что его соотечественники живут гораздо хуже, намного беднее греков? Что если уж помогать кому-то из стран еврозоны, так Латвии, потому что беднее её в еврозоне нет никого. И уж во всяком случае, что нельзя по долгам бедных греков заставлять расплачиваться нищих латвийцев! Однако Валдис Домбровскис ничего подобного не сказал: ни разу в контексте греческой ситуации из его уст слово «Латвия» не прозвучало.

Потому что все эти прибалтийские заявления о лоббистских возможностях, своих представителях в брюссельских коридорах и вообще о том, что «наши люди» в Брюсселе правят всей Европой — чистой воды хлестаковщина. В реальных брюссельских коридорах на Прибалтику и её представителей плевать хотели, а представители эти всегда будут делать то, что им прикажут.

«Поскольку обострение ситуации в Греции не выгодно ни Берлину, ни Брюсселю, ни Вашингтону, то вполне можно предположить, что в Латвии все будут поднимать руки так, как им скажут», — говорит о казусе Валдиса Домбровскиса и других прибалтийских представителей профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СпбГУ, руководитель магистерской программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич. Балтийские страны в 2008 — 2009 годах оказались в куда худшей социальной и экономической ситуации, чем сейчас Греция. Однако тот же Валдис Домбровскис на посту латвийского премьера безропотно выполнял гораздо более жесткие и несравненно сильнее, чем сейчас по грекам, бьющие по жителям Латвии требования кредиторов. Мог ли он взбунтоваться, как греческий премьер Ципрас: провести референдум и отказаться от выполнения нечеловеческих мер жесткой экономии? Нет, не мог. Во-первых, кто же его спустя несколько лет назначил бы в таком случае на высокое место в Еврокомиссии (к чему Домбровскис только и стремился), во-вторых, на Латвию с её бунтом в Европе все равно бы никто внимания не обратил. Какая Латвия? Где Латвия? Что такое Латвия? Покажите нам её на карте! Ой, и Литва еще какая-то рядом с нею. И чего они там требуют? Не хотят мер жесткой экономии? Да и черт с ними: не принимают условий нашей помощи, так мы и не будем её предоставлять. Референдум провели? Да пусть хоть из Евросоюза выходят: никто и не заметит.

Прибалтийская несправедливость в выбранном плане урегулирования кризиса в Греции подтверждает, что в Европе Прибалтику своей полноценной частью не считают и по большей части вовсе её не замечают. Прибалтика для европейских коллег, наряду с некоторыми другими «медвежьими углами» Восточной Европы — это второсортная Европа, Европа «второй свежести».

И дело не в том, что балтийские страны такие маленькие и потому — такие несчастные. Австрия, Нидерланды или Бельгия еще меньше, однако их вес в Европе с прибалтийским не сравним. Они гораздо более населенные, чем балтийские страны? А кто за десятилетия независимости выдавил с балтийского побережья половину трудоспособного населения? У них гораздо более мощная экономика? А кто в Прибалтике распиливал на металлолом заводы, разгонял НИИ, лаборатории и конструкторские бюро, ликвидировал атомные станции? Они не жили при социализме, их землю не топтал сапог русского оккупанта? Во-первых, восточная Австрия вместе с Веной 10 лет после Второй мировой была официально оккупирована советской армией, а теперь жители Вены сами ухаживают за памятником советским воинам, погибшим при освобождении Австрии от фашизма. А во-вторых, тоже маленькие Чехия и Словения прожили при социализме столько же, сколько балтийские страны, а теперь там уверенно растут население, экономика и благосостояние граждан. Так что в том, что Прибалтика в ЕС оказалась Европой «второй свежести», никого, кроме местных руководителей, обвинить не получается.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров