Политика Политика

Литва спровоцирует ухудшение отношений с Брюсселем

Источник изображения: marketsignal.ru
0  

Текущий год может стать началом ужесточения политики ЕС в отношении Литвы. Триггером послужат европейские судебные вердикты по ранее начатым против Вильнюса разбирательствам.

ТЮРЬМЫ ЦРУ

Тюрьма ЦРУ в Литве

Тюрьма ЦРУ в Литве

Наиболее резонансным событием 2017 г. станет вердикт Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по поводу секретных тюрем ЦРУ. Иск в ЕСПЧ был подан в 2011 г. после безуспешных многолетних усилий международных правозащитных организаций Amnesty International и Reprieve сдвинуть дело в Литве с мёртвой точки. Литовские власти, в свою очередь, предприняли всё, чтобы саботировать как внутреннее, так и внешнее расследование, полностью игнорируя призывы ЕС. Европарламент ещё в 2012 г. постановил, что Литве необходимо провести объективное расследование по данной теме. В 2016 г. законодательный орган ЕС был вынужден констатировать отсутствие какого-либо прогресса в её расследовании Комиссией по национальной безопасности и обороне Сейма Литвы.

Поводом для расследования послужила озвученная в 2009 г. на американском канале АВС бывшими сотрудниками ЦРУ информация о наличии на территории Литвы как минимум одной такой тюрьмы.

В рамках разбирательств в Литве было допрошено более пятидесяти человек, включая бывших высокопоставленных руководителей литовской спецслужбы. В результате был установлен факт обращения ЦРУ к Департаменту государственной безопасности Литвы с целью затребовать оказание помощи в «оборудовании мест в Литве для содержания заключённых». В отчёте упоминались два выделенных для содержания заключённых объекта (небольшое здание в Вильнюсе и бывшая школа конного спорта в 20 км от столицы), пять авиарейсов ЦРУ, приземлявшихся в аэропорту Литвы (в период с 2003 г. по 2005 г.), а также транзитное использование ЦРУ воздушного пространства страны. Сейм одобрил заключение Комиссии, чьи выводы также были подкреплены отчётом экспертов ООН с дополнительными доказательствами, свидетельствующими о том, что Литва «была интегрирована в 2004 г. в глобальную программу секретных тюрем». Со своей стороны, международные правозащитные организации Amnesty International и Reprieve предоставили главе государства Д.Грибаускайте дополнительную информацию, свидетельствующую о том, что ЦРУ в 2005 г. перевозило в Литву важного заключенного Абу Зубайду.

В довершение ко всему в 2015 г. американская сенатская Комиссия по разведывательной деятельности опубликовала доклад о глобальной секретной программе ЦРУ по осуществлению пыток подозреваемых в причастности к терактам 11 сентября, в котором фигурировала и Литва.

Президент страны Д. Грибаускайте, несмотря на всю совокупность доказательств, на протяжении всего этого времени продолжала заявлять о том, что Литва «сделала всё, что от неё зависит», а Генпрокуратура (глава которой назначается президентом) – о нецелесообразности возобновлять расследование в связи с «недостаточностью доказательств, а также защитой государственной тайны».

Обвинительный вердикт ЕСПЧ будет означать одно: литовские власти лгали всё это время и намеренно тормозили европейское расследование. Всё это не только подорвёт международный имидж Литвы, но и приведёт к закономерным штрафным санкциям.

НАРУШЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

Выставочный стенд компании Литовские железные дороги
Выставочный стенд компании Литовские железные дороги

В 2017 г. Еврокомиссия вынесет окончательный вердикт по нарушению государственной компанией «Литовские железные дороги» (ЛЖД) конкуренции. Ещё в мае 2016 г. ЕК завершила начатое в 2013 г. (инициировано в 2011 г. польской нефтяной компанией Orlen) расследование о нарушении антимонопольных норм ЕС. Брюссель пришёл к выводу о том, что разборка Литвой в 2008 г. 19 км железнодорожного участка Бугяняй – Ренге лишило операторов возможности пользоваться альтернативными маршрутами между Литвой и Латвией (увеличение логистического плеча до 80 км, что сделало нерентабельным использование латвийской портовой инфраструктуры). 

Согласно правилам ЕС, уличённая в нарушении конкуренции ЛЖД должна уплатить штраф в 10% от годового оборота (около 43 млн евро). Вильнюсу было предложено два варианта решения вопроса: штраф и восстановление железнодорожной ветки (ориентировочно 16 млн евро) либо разделение ЛЖД на два независимых подразделения: одно отвечает за инфраструктуру и грузы, другое – за пассажирские перевозки. Срок принятия Литвой решения по протесту ЕК истёк ещё летом 2016 г. Таким образом, в 2017 г. стоит ожидать окончательной развязки по данному делу.

К завершению антимонопольного процесса вполне может подоспеть и вердикт Суда ЕС (дело рассматривается с 2015 г.) об отказе Вильнюса выполнять европейскую директиву по созданию независимого ведомства для расследования аварий и инцидентов на железной дороге. 

Литва ещё в 2006 г. должна была учредить такой орган.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОИЗВОЛ

Литва нарушает европейское законодательство
Литва нарушает европейское законодательство

Ещё одним перспективным делом 2017 г. может стать вердикт ЕК по жалобе Литовской газовой ассоциации (инициирована в 2012 г.) о притеснении прав потребителей и поставщиков. Проводимая под руководством президента Литвы Д. Грибаускайте государственная политика в области поставок энергоресурсов идёт вразрез с законодательством ЕС. Так, закон «О терминале сжиженного природного газа» обязывает крупных потребителей газа закупать до 25% необходимых объёмов у плавучего терминала, что является прямым нарушением принципа конкуренции. 

В европейском законодательстве чётко прописано, что «потребитель имеет право на свободный выбор своих поставщиков, а поставщики, в свою очередь, имеют право на свободное обеспечение потребителей».

Показательным в 2017 г. станет и сопровождаемый громким международным скандалом уход с литовского рынка одного из мировых лидеров в области предоставления энергетических услуг – французского концерна Veolia. В 2016 г. международная компания, контролирующая в Литве предприятия теплоснабжения, исчерпав все возможности отстаивания своих прав в литовских судах, подала иск против Литвы в размере 100 млн евро в Международный центр по урегулированию инвестиционных споров в Вашингтоне. 

Французы требуют возместить ущерб, понесённый «из-за нечестного поведения Литвы и присвоения иностранных инвестиций». Как заявили в Veolia, основанием для обращения в международный арбитраж стало нежелание Литвы компенсировать подконтрольным дочерним компаниям Vilniaus energija и Litesko убытки из-за «несправедливых и дискриминирующих изменений в регулирующих данную деятельность правовых актах». Ко всему прочему Vilniaus energija обязана закупать на отопление коммунального хозяйства Вильнюса до 65% газа у терминала СПГ в Клайпеде (как известно, норвежский СПГ существенно дороже российского трубного аналога).

Французы не первые, кто столкнулся с литовским законодательным произволом. В 2013 г. российский газовый концерн «Газпром» продал Каунасскую ТЭЦ и ушёл с местного рынка электроэнергетики (общий убыток составил около 190 млн долл. США). Российская компания с 2003 г. (приобретение ТЭЦ) в рамках инвестиционного договора с литовскими властями обеспечивала в течение последующих пяти лет тариф на тепло, который был вдвое ниже среднего по Литве. Немалые средства были вложены и в модернизацию. В итоге, когда подошло время для установления цены на тепло по фиксированной формуле, Сейм Литвы отменил старый договор и ввёл государственное тарифное регулирование. Ко всему прочему Литва в 2012 г. попыталась отсудить у российского концерна в Стокгольмском арбитраже 1,4 млрд евро в качестве компенсации за «переплату за российский газ в период с 2004‑го по 2012 г.». В итоге в 2016 г. Арбитраж отказал Литве в иске по делу о «завышенных ценах» в связи с «абстрактностью понятия “справедливая цена”».

К ЧЕМУ МОЖЕТ ПРИЙТИ ЛИТВА В 2017‑м?

Вступление в ОЭСР в ближайшее время, о котором неоднократно заявляла глава государства Д. Грибаускайте, откладывается
Вступление в ОЭСР в ближайшее время, о котором неоднократно заявляла глава государства Д. Грибаускайте, откладывается

Европейские судебные разбирательства и международные тяжбы могут привести к ужесточению политики ЕС в отношении Литвы. Брюссель уже ранее заявлял о необходимости изменения статуса экономики Литвы, её перевода из «группы малоразвитых стран» (ВВП – 75% от среднего ВВП развитых стран ЕС) в «группу развивающихся стран ЕС» (75–90%). Что, в свою очередь, грозит Литве уменьшением европейского финансирования на 14%.

До последнего времени литовским властям с большим трудом удавалось отбиваться от престижного статуса «страны с развивающейся экономикой», хотя сами они регулярно рапортуют о её высоких показателях, ничем не уступающих другим развитым европейским странам. Всё это не мешало Вильнюсу параллельно продвигать членскую заявку в международную Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющую экономически развитые страны, и рассуждать о скором вступлении. 

Получается, что Литва готова платить членский взнос в подконтрольную США международную организацию, но не готова отказываться от европейских дотаций?

Но и здесь Литву постигло разочарование. В ОЭСР по итогам социально-экономического мониторинга в конце 2016 г. констатировали «за последние четыре года ещё больший рост неравенства доходов в Литве, которое на сегодняшний день самое большое в ЕС». Ситуация усугубляется тем, что в этом году Литва ещё и недосчитается 100 млн евро по линии инфраструктурной помощи ЕС в связи с её урезанием на 5%. В ОЭСР рекомендовали литовским властям в первую очередь заняться решением таких проблем, как эмиграция, путём создания условий для появления хороших рабочих мест с адекватными зарплатами. Вступление в ОЭСР в ближайшее время, о котором неоднократно заявляла глава государства Д. Грибаускайте, откладывается.

Обсуждение ()
Новости партнёров
Загрузка...