×
Политика Политика

Как вернуть латвийцев на родину? Результаты исследования

Источник изображения: https://www.firestock.ru

Ежегодные статистические отчеты фиксируют уменьшение численности населения Латвии. Страна теряет специалистов в жизненно важных отраслях, в поисках лучшей жизни уезжает самая экономически активная категория населения — мужчины в возрасте от 25 до 49 лет. Портал RuBaltic.Ru решил разобраться, какие причины способствуют возвращению и повторному отъезду из Латвии ее жителей? Можно ли без значительных затрат вернуть хотя бы часть латвийцев на родину и что для этого необходимо сделать государству? На эти и другие вопросы аналитическому порталу RuBaltic.Ru ответила руководитель Центра исследований диаспоры и миграции Латвийского университета Инта МИЕРИНЯ.

— Г‑жа Миериня, Центр изучения диаспоры и миграции Латвийского университета провел исследование «Возвращение в Латвию», которое непосредственно фокусировалось на реэмигрантах — людях, проживавших или работавших за границей, но вернувшихся в Латвию. Скажите, пожалуйста, какова была цель исследования именно этой группы?

— Главный вопрос, на который мы пытались найти ответ, заключался в том, как можно эффективнее помочь латвийцам, которые в данный момент живут за границей, вернуться на родину при условии, если они найдут здесь работу. Тем более что для Латвии сегодня является актуальным вопрос о недостатке рабочей силы: во многих отраслях не хватает трудовых ресурсов. В связи с этим много говорится о необходимости ввоза работников из третьих стран. В то же время забывается, что многие латвийцы в данный момент живут и работают за границей и часть с удовольствием вернулась бы назад, если у них были для этого достаточные основания.

Инта Миериня / Фото: lvportals.lvИнта Миериня / Фото: lvportals.lv

Довольно часто звучит мнение, что эти люди всё равно не вернутся в Латвию, так как здесь нет конкурентоспособной зарплаты. Но дело не только в этом. Понятно, что за низкоквалифицированный труд никто платить высокие зарплаты не будет, и на такую работу предприятия не смогут привлечь ни реэмигрантов, ни граждан других стран.

В то же время, если говорить, например, об инженерах или программистах, в этих сферах платят подобающую зарплату и уже сейчас привлекают специалистов из-за рубежа. И вопрос в том, почему же на эти должности не привлекаются наши люди, уехавшие из Латвии?

— Возможно, что проблема заключается в отсутствии информации?

— Да, Вы правы. И наше исследование как раз показало, что проблема не только в том, что эти люди не могут найти здесь приемлемую работу. Вакансии появляются, и даже имеются работодатели, которые заинтересованы именно в людях, имеющих опыт жизни и работы за границей, однако наши эмигранты не всегда об этом информированы. Поэтому вопрос здесь заключается и в том, как эффективнее обеспечить эту информацию. К сожалению, особой активности в этом направлении в Латвии пока не наблюдается, в отличие от других стран — той же Эстонии, Литвы или Польши.

— Вы говорили, что живущие за границей латвийцы могут вернуться в Латвию при условии, если у них будет хорошая работа и конкурентная зарплата. Однако только ли эти факторы являются определяющими при возвращении?

— Это также был один из вопросов, которые мы задавали. И вывод наш, что зарплата, да, это наиболее важное условие, но далеко не единственное. Также важны возможности карьерного роста и социальные гарантии. Ведь эти люди не готовы получать «зарплату в конвертах», они ожидают, что за них будут честно платить все налоги, на что не каждое предприятие готово пойти. Также почти треть говорила, что обращает внимание на цели и планы фирмы, на то, каким будет рабочий коллектив.

Предыдущее наше исследование показало, что латвийцы намного больше удовлетворены отношениями с работодателями в своих нынешних странах проживания, чем были когда-то в Латвии. Поэтому речь идет не только о зарплате, но и о других, нематериальных вещах.

Например, по данным нашего нынешнего исследования, посвященного работавшим за рубежом людям, при возвращении в Латвию многим тяжело привыкнуть к здешнему стилю управления.

Также, если мы говорим о зарплате, проблема в том, что не все работодатели указывают ее размер. Во многих объявлениях пишется «конкурентоспособная зарплата», однако что означает это «конкурентоспособная»? Важно указывать размер зарплаты. Ведь если человек планирует столь радикальные перемены в своей жизни, как переезд из одной страны в другую, то ему нужно знать, на что он подписывается.

Реэмигрантов волнуют и другие вопросы: смогут ли они пристроить своих детей в детский сад, будут ли какие-нибудь курсы для их второй половины по изучению латышского языка, где они будут жить и так далее. Однако в Латвии недостаточно уделяют внимание информированию по этим вопросам.

У нас примерно половина из вернувшихся решаются на этот шаг спонтанно. Лишь 10% вернулись, так как нашли в Латвии хорошую работу, и только у 22% была найдена работа еще до возвращения в страну. Но в этой спонтанной ситуации, когда люди только по возвращении начинают смотреть, что они будут тут делать, не всегда возвращение получается удачным, поэтому у нас и имеется примерно 40% вернувшихся, которые, к сожалению, через некоторое время опять решают уехать за границу.

— По Вашему исследованию, какие причины преимущественно побуждают латвийцев повторно уезжать из Латвии?

— Естественно, что способствует повторному отъезду невозможность найти здесь работу с адекватной зарплатой, а также социальными гарантиями. Однако это только один аспект. Люди уезжают и по семейным причинам, например из-за того, что их дети не смогли интегрироваться в школе.

Кроме этого, актуален вопрос и о детских садах. Например, в нашем исследовании один респондент так и ответил: «Я бы с удовольствием работала в Латвии, но я вернулась с маленьким ребенком, и я не могу найти, где мне его оставить». И это не единичный случай, таких довольно много. Поэтому я считаю, что есть моменты, где государство может помочь, не тратя крупных средств, обеспечению стабильной основы долгосрочного возвращения.

Мне кажется, что если государство надеется на возвращение хотя бы части людей, то ему нужно хотя бы что-то делать в этом направлении. Ведь именно от того, что государство делает, во многом и зависит, вернутся эти люди в Латвию или нет.
Я думаю, что препятствует этому лишь одно: государственным структурам и нашим политикам часто не хватает уверенности, что можно как-то способствовать возвращению уехавших латвийцев. Мы часто видим, как наши государственные мужи в интервью говорят, что, как только у нас будут соответствующие зарплаты, люди вернутся, а пока ничего этого нет, так что мы можем сделать? Позиция «всё равно не вернутся» или «здесь ни на что невозможно повлиять» является очень удобной, но непродуктивной. Однако наши исследования показывают, что есть моменты, где государство может и должно что-то сделать, и, пока этого понимания не наступит, ничего у нас в стране не изменится.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров