×
Политика Политика

Политика Литвы не способствует улучшению польско-литовских отношений

Источник изображения: http://baltnews.lt

23 августа в Эстонию по приглашению президента Тоомаса Хендрика Ильвеса с государственным визитом приедет недавно избранный президент Польши Анджей Дуда. Это будет его первый иностранный визит в качестве главы государства. Ряд литовских политиков и политологов связали это событие с современным состоянием польско-литовских отношений. Портал RuBaltic.Ru решил узнать, что может означать визит польского президента в Эстонию для Литвы и как сейчас выстраиваются отношения этих стран.

Литовские политики и местные политологи расценили решение недавно избранного президента Польши Анджея Дуды посетить Эстонию в качестве своего первого официального международного визита как следствие текущего состояния польско-литовских двусторонних отношений.

Профессор университета Витаутаса Великого Шарунас Лекис считает, что визит польского президента в страны Балтии говорит о том, какую важность придает Варшава прибалтийскому направлению в условиях новых региональных вызовов. Вместе с тем президентская программа четко свидетельствует о том, что «Литва не является главным партнером среди прибалтийских стран». По мнению ученого, это во многом обусловлено нежеланием литовских властей заниматься вопросами польских меньшинств: разрешить оригинальное написание польских фамилий в официальных документах.

С точкой зрения профессора солидарен и председатель парламентского комитета по европейским делам, бывший премьер-министр Гедиминас Киркилас, который улучшение двусторонних отношений между Литвой и Польшей связывает с принятием Сеймом законопроекта о написании оригинальных польских фамилий.

Законопроект как предмет торга

таблички

Законопроект, который Польша на протяжении многих лет пытается лоббировать через своего проводника — Избирательную акцию поляков Литвы (представляет интересы 200 тыс. проживающих в Литве поляков), является многострадальным. Для литовских властей тема давно превратилась в ритуальный предмет торга в зависимости от конкретной внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Так, очередные разговоры о необходимости его принятия были инициированы лидером социал-демократов, премьер-министром А.Буткявичюсом в мае текущего года. На тот момент «добрая» воля литовской стороны была, очевидно, обусловлена опасениями, что Польша в качестве давления попытается затянуть сроки утверждения финансирования строительства газовой смычки между двумя странами (по графику ЕС — не позднее 17 мая). О том, что Еврокомиссия серьезно относится к соблюдению сроков согласования европейских инфраструктурных проектов, свидетельствует ее жесткая критика в адрес прибалтийских стран за их неспособность вовремя согласовать региональные планы в рамках строительства высокоскоростной железной дороги европейской колеи RailBaltic с угрозой лишения всего объема европейского финансирования (80% финансируется от их европейских инфраструктурных фондов). Для Литвы данный проект является стратегическим, так как смычка позволит окончательно разделаться со статусом «энергетического оазиса» и интегрироваться в единый европейский газовый рынок (к 2020 г.). В 2014 г. Европейская комиссия предоставила проекту газопровода между Литвой и Польшей (ориентировочная стоимость 550 млн евро) протяженностью 534 км приоритетный статус.

В итоге, как только Еврокомиссия утвердила необходимые параметры финансирования проекта, сам собой снялся и вопрос рассмотрения Сеймом законопроекта по оригинальному написанию польских имен и фамилий в документах, который был в очередной раз отправлен на доработку. Не помогли его прохождению и ранее выданные премьером А.Буткявичюсом обещания (в апреле 2014 г.) в ходе встречи с его польским коллегой Д.Туском, где литовец заверил польскую сторону, что принятие законопроекта — это «вопрос нескольких месяцев».

Грядущие перемены

Литовские власти, отложив в очередной раз законопроект на осеннюю сессию, продолжали как ни в чем не бывало бодро выражать надежду относительно его принятия. На этот раз ньюсмейкером по данной теме выступил министр иностранных дел Л.Линкявичюс, который выразил уверенность относительно того, что этот вопрос, в конце концов, будет решен, так как «это важно, прежде всего, в плане внутренней и внешней политики». Характерно, что ранее глава внешнеполитического ведомства не был замечен в комментариях по данной теме, являющейся прерогативой законодательной ветви власти. Возможно, круг политических комментаторов замкнулся, и, чтобы не повторяться, власть привлекла свежее лицо. А возможно, глава литовского МИД уловил исходящие от нового правительства Польши сигналы о грядущих переменах во внешнеполитическом курсе страны на сверхважном для Вильнюса украинском направлении.

Новый польский премьер Б.Копач в своих первых публичных выступлениях дала четко понять, что национальные интересы будут превалировать над «общеевропейскими» ценностями, которые в литовской интерпретации звучат как: «агрессия России против Украины — угроза всему ЕС». «Впредь Варшава будет руководствоваться основанным на невмешательстве подходом к конфликту с сепаратистами на Украине и скорее сосредоточится на собственной безопасности, чем на судьбе своего восточного соседа», — подчеркнула глава польского кабинета министров.

Копач

Такая позиция не могла не вызвать крайней обеспокоенности литовских властей — главных архитекторов общеевропейского украинского кризиса. Если ранее под руководством премьера Д.Туска Польша активно поддерживала Майдан и сближение нового киевского режима с Западом, а самым ярым критиком Кремля выступал министр иностранных дел Р.Сикорский, то нынешние власти предпочли взвешенный и сбалансированный подход, без каких-либо резонансных заявлений. Польша расставила приоритеты, в исполнение которых последовали конкретные шаги по переработке внешнеполитической концепции. Самым неприятным для литовской дипломатии стало заявление польского премьера о том, что «Варшаве важнее всего то, чтобы на Украине прекратились военные действия и консолидировалось государство». Это никак не вписывалось в литовское видение, чье руководство при каждом удобном случае на всех международных площадках выступает с конфронтационной риторикой, направленной на подрыв мирных инициатив в рамках Минских соглашений.

Судьба законопроекта

В этих условиях маловероятно, что на сентябрьском пленарном заседании законопроект будет принят. Чтобы решать такие вопросы, нужна политическая воля руководства литовского государства, которая, как показывает история взаимоотношений, на сегодняшний день как раз и отсутствует. Сама глава государства Д.Грибаускайте не раз выступала против узаконивания двуязычных табличек, обусловливая это тем, что «дружбу нельзя покупать путем потворства».

Национальный вопрос и ущемление прав польского меньшинства не раз приводили к раздорам и скандалам на высшем уровне между двумя странами. Ярчайшим примером проблемного состояния литовско-польских отношений стал разразившийся скандал на пленарной сессии Европарламента в январе 2014 г. Тогда президенту Литвы Д.Грибаускайте не понравилась позиция польских евродепутатов, которые не согласились с ее высказыванием относительно отсутствия претензий у международных правозащитных организаций по поводу положения нацменьшинств в Литве. Польская сторона привела конкретные примеры критики со стороны ОБСЕ, Верховного комиссара ОБСЕ по делам национальных меньшинств, Freedom House, Amnesty International, а также комитета министров Совета Европы. В ответ глава литовского государства обвинила поляков в попытке международной дискредитации Литвы.

Вице-спикер польского парламента Ц.Грабарчик в ходе своего официального визита в Вильнюс в марте 2014 г. прямо заявил о том, что отсутствие закона о национальных меньшинствах является нарушением прав польской диаспоры. В ходе переговоров поляки также подняли тему судебного преследования за двуязычное написание наименований улиц в местах компактного проживания польского меньшинства. Поводом стало решение Вильнюсского окружного суда назначить директору администрации самоуправления Шальчининкского района в Вильнюсском уезде Б.Дашкевичу штраф (за невыполнение решения о снятии с домов табличек с названиями улиц на польском языке) по 100 литов за каждый просроченный день. С учетом того, что решение суда не выполнялось с августа 2008 г., сумма штрафа составила 43 тыс. литов.

Таким образом, литовские власти во главе с президентом страны Д.Грибаускайте, определяющей внешнеполитический вектор страны, не только не сдвинули литовско-польские двусторонние отношения с мертвой точки, но и способствовали их ухудшению своими действиями и голословными обещаниями. Вряд ли второй президентский срок Д.Грибаускайте приведет к прорыву в двусторонних отношениях, ведь «дружбу нельзя купить путем потворства».

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров