×
Политика Политика

Латвия регионов: Лиепая — будущий промышленно-туристический город

Источник изображения: http://www.rubaltic.ru/

Лиепая — один из самых западных городов Латвии и третий по количеству жителей — крупный морской порт, принимающий широкий спектр грузов, с которым в значительной степени связана экономика города. Как живёт Лиепая и каким может быть её будущее, порталу Rubaltic.ru рассказал заместитель председателя Лиепайской думы Юрий Хадарович.

- Г-н Хадарович, Лиепая в основном была известна своим крупным металлургическим заводом, но сейчас он, к сожалению, переживает не лучшие дни. Скажите, как обстоят дела с развитием промышленности в городе?

- Да, Лиепайский металлургический завод являлся градообразующим предприятием, на нём работало 2300 человек, при том что всего работающих в Лиепае – 28 тысяч, то есть завод обеспечивал занятостью 8% населения города. Конечно, проблемы завода, связанные с его неплатежеспособностью, последующей продажей, так и не приведшей к возобновлению его работы в полную силу, серьёзно отразились на жизни Лиепаи. Однако в то же время завод не являлся единственным крупным предприятием города.

Лиепая в индустриальном плане держится на трёх составляющих. Первое – это порт и всё, что с ним связано: как транзит и перевалка грузов, так и рыболовецкая отрасль. Второе – это текстильная отрасль, которая также у нас очень сильно развита. В этом секторе заняты около 3 тысяч человек. Эта отрасль была развита ещё в советское время, когда у нас был построен текстильный комбинат Lauma – самый крупный галантерейный комбинат во всём Советском Союзе – на нём работало примерно 5 тысяч человек. В 90-е годы многие специалисты из этого комбината ушли и стали открывать свои маленькие швейные предприятия. Поначалу там работали 2-4 человека, но потом штат стал расширяться. Вот, как пример, наша известная фирма V.O.V.A., где сначала работали четыре человека, а сейчас она — серьёзный мировой игрок на рынке женского белья, и на ней работают 320 человек. Всего в этой отрасли в Лиепае работает около 70 фирм, конечно, серьёзных игроков примерно 35, остальные поменьше, но всё равно они вместе дают значительное количество рабочих мест.

Третий сектор – металлоиндустрия, включая, конечно, Лиепайский металлургический завод, Гидролат и другие. Здесь я говорю также и об обработке металлов в различных его видах. У нас работает Бизнес-центр – индустриальный парк, который был образован более десяти лет назад на территории бывшего мясокомбината. После его закрытия помещения долгое время стояли пустые, но потом один датский предприниматель пришёл туда со своим производством и постепенно начал подтягивать остальных. Сейчас там работают десять крупных предприятий, занятых обработкой металлов и производством различных дисков и подшипников. Это в основном скандинавские предприятия, и знаю, что там производятся определённые детали для машин Volvo, которые потом отправляются в Швецию. В этом парке заняты 700 человек, однако также есть и другие небольшие предприятия, занятые в сфере металлоиндустрии. Конечно, если металлургический завод работал бы, то статистика была бы намного лучше, но в то же время нельзя сказать, что у нас с промышленностью всё плохо, нет, она есть и находится на довольно приличном уровне.

- Вы говорили о деятельности порта. На ваш взгляд, антироссийские санкции как-то отразились на его работе и количестве грузов?

- Конечно, были такие опасения, что это может серьёзно повлиять на его деятельность в худшую сторону. Однако на данный момент мы не наблюдаем падения и надеемся, что этого не произойдёт и дальше. Здравый смысл, интересы бизнеса и чисто деловой подход всё же должны взять верх над различными политическими недоразумениями. Сейчас падения грузооборота у нас в порту нет, правда, нужно дождаться конца года. Через Лиепайский порт переваливаются все виды грузов и довольно большую часть занимают сыпучие – зерновые культуры или минеральные удобрения. В этом году был хороший урожай, в связи с этим и перевалка идёт на хороших объёмах, и мы прогнозируем, что так оно и продолжится. 

На мой взгляд, чем меньше политика во всё это вмешивается, тем нормальнее всё происходит, а когда политика начинает превалировать над экономикой, то тогда начинает страдать бизнес.

- Сейчас в Лиепае начинает серьёзно развиваться туризм, скажите, пожалуйста, что происходит в этом направлении и как город думает привлекать туристов?

- Что касается туристической отрасли, то здесь также немаловажна российская тема. В начале года, в январе-феврале, мы уже заметили, что поток туристов из России существенно снизился. На мой взгляд, здесь главную роль сыграла девальвация рубля – Латвия стала для многих россиян дорогой страной. По сокращению резерваций в гостиницах мы видели, что российских туристов будет меньше и стали очень активно в плане маркетинга работать на литовском, нашем латвийском рынке, приглашая рижан, а также белорусов. На данный момент это три наиболее приоритетных направления для привлечения туристов в Лиепаю. Пока, по предварительной обработке информации, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, у нас даже наблюдается небольшой прирост количества туристов. Более точная информация будет в январе, когда мы обработаем информацию со всех гостиниц. Конечно, мы надеемся и ждём с открытой душой также и российских туристов, но понимаем, что в нынешней политической и экономической ситуации они свои маршруты будут менять.

Если говорить о том, чем Лиепая может привлечь туристов, то в первую очередь летом это, конечно, пляж. Второе, что может привлечь к нам туристов – это разнообразие различных фестивалей и концертов – рок-музыки, спортивных мероприятий: у нас прошёл чемпионат Европы по виндсёрфингу, также турнир по хоккею, который должен пройти в начале ноября, и многое другое. На мой взгляд, в летнее время у нас каждые выходные должны проходить какие-либо массовые мероприятия, для привлечения туристов и популяризации города.

Помимо этого мы думаем о том, чтобы у нас что-то происходило круглый год. Чтобы люди знали – в Лиепае всегда что-то происходит и можно туда отправиться. На мой взгляд, это один из способов, как увеличить поток туристов не только летом, но и зимой, когда в городе всё замирает. В этом плане мы возлагаем очень большие надежды на наш новый концертный зал, официальное открытие которого намечено на начало ноября. Это будет мультифункциональный зал, где будут проходить концерты классической и современной музыки, различные театральные постановки и выставки, а также различные бизнес форумы и конференции. Кроме этого, мы думаем восстановить лечебный санаторий, в который также можно будет приезжать и в не сезон – осенью и зимой.

- На ваш взгляд, какие сейчас перед городом стоят проблемы?

- Главная проблема и, соответственно, главная задача думы — это борьба с безработицей и способствование созданию новых рабочих мест. Да, по закону, дума не имеет права сама создавать предприятия, но мы делаем всё, что помочь их создать. Например, при поддержке Европейских структурных фондов в районе Каросты был создан Индустриальный парк. Мы как самоуправление подвели туда всю инфраструктуру, и сейчас предпринимателям лишь осталось прийти и начать работать. К сожалению, безработица в городе составляет 11,9%, что довольно много, так как средний показатель у нас 6–7%. 

На увеличение безработицы серьёзно повлияла ситуация с металлургическим заводом, когда разом потеряли работу множество людей, занятых на этом предприятии.

Также, к сожалению, большая проблема — это отток населения из города, особенно его молодых жителей. На мой взгляд, когда некоторые политики с большой трибуны начинают высокопарно рассуждать о каких-то там программах по возвращению, то всё на самом деле куда проще. Лишь создание новых рабочих мест и адекватная оплата труда и будут тем магнитом, который сможет вернуть людей обратно, и мы стараемся в этом направлении что-то делать. Сфера туризма – это как раз та сфера, где очень любит работать молодёжь, и её развитие должно помочь вернуть активных молодых людей обратно в Лиепаю.

- Помимо попыток стимулирования создания рабочих мест, как ещё Лиепайская дума помогает жителям города?

Здесь также много направлений, в первую очередь это социальный пакет. Мы стараемся оказывать поддержку наименее защищённым слоям населения – малообеспеченным жителям и малоимущим. Также пенсионерам, для которых с 80 лет общественный транспорт является бесплатным. Кроме этого, мы стараемся вкладывать в инфраструктуру – в городе сделаны спортивные площадки в различных микрорайонах, постепенно приводятся в порядок дороги во дворах. Построена новая когенерационная станция и отопление в Лиепае идёт на 65% на щепе и на 35% — на газе. Тем самым мы можем снизить тариф на отопление для жителей, что для них очень важно, так как это позволяет сэкономить значительные денежные средства. Была проведена реконструкция нашей региональной больницы, и теперь она — самая современная в Курземе. По всей Лиепае проведена замена освещения, и могу сказать, что во многих районах города, где раньше его вообще не было, теперь по вечерам можно спокойно ходить. Кроме этого реновированы и утеплены все детские сады и школы города, так что для лиепайчан мы сделали очень много и планируем всё это развивать и продолжать в дальнейшем.

- Каким вы видите будущее Лиепаи?

Могу сказать, что у нас разработана и утверждена краткосрочная программа развития города до 2020 года и долгосрочный план развития Лиепаи до 2030 года. Так что будущее города я вижу очень конкретным. Лиепая обязательно должна быть мультифункциональным городом, развитым как в индустриальном – портово-транзитном и промышленном плане, так и в туристическом направлении – городом, где каждые выходные проходят различные культурно-развлекательные мероприятия.

Очень важным я вижу развитие нашего аэропорта. Буквально пару месяцев назад там закончилась реконструкция, и можно сказать, что наш аэропорт сделан по самым последним технологиям, с учётом всех требований и стандартов Европейского Союза. В данный момент идёт процесс сертификации, который, я надеюсь, в марте следующего года будет успешно пройден, и мы сможем возобновить полёты. На мой взгляд, Лиепайский аэропорт должен быть открытым как на запад, так и на восток. Раньше из него можно было спокойно долететь как до Копенгагена, так и до Москвы. Так что я считаю, что именно в этом направлении наш город вполне может развиваться.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров