×
Политика Политика

«На выборах в 12-й Сейм Латвии сказки о российском медведе не сработают»

Украинские события чрезвычайно поляризовали латвийское общество. Однако постепенно разделительная линия между двумя противостоящими общественными лагерями размывается: украинский фактор будет всё меньше определять политические настроения латвийцев по мере приближения выборов в Сейм в октябре этого года, что в итоге может помешать «Единству» удержать власть в своих руках, считает экс-спикер Сейма, латвийский политик и историк Илга КРЕЙТУСЕ:

- Г-жа Крейтусе, избирательная кампания в Сейм идёт полным ходом. В СМИ появились материалы, в которых «Единство» представляется как «самая популярная партия», обладающая наилучшими результатами, а эксперты сулят ей перспективное будущее. Так ли это, на Ваш взгляд?

- Нынешняя избирательная кампания движется по сомнительному пути. Народ прошёл майскую кампанию и увидел какой-то неутешительный результат. Он уже устал от того, что партии постоянно рассказывают о своих будущих планах. Предыдущие выборы в очередной раз показали только то, что депутаты, которые попали в Европарламент, не занимаются вопросами, касающимися реальных желаний народа. Политики обещают то, чего в сущности не делают. Сейчас партии должны думать о том, как сделать так, чтобы обещания, данные на майских выборах, стали реальными действиями.

И я бы не сказала, что «Единство» обладает очень хорошими результатами. Они были весьма неплохими на выборах в Европарламент. А на сегодняшний день мы видим ряд проблем.

К примеру, осложнение отношений премьер-министра и президента с министром здравоохранения, которое может дать негативный результат и создать определённые трудности для партии «Единство» на парламентских выборах.

У «Единства» есть ещё одна проблема – внутрипартийная, которая активно проявилась в уходе трёх депутатов из партии. Ведь сейчас «Единство» соперничает с Крестьянским союзом, а здесь речь идёт о том, кто больше получит в своих рядах представителей самоуправлений. Доверять людям со стороны достаточно тяжело, да и небезопасно. Насколько они будут верны новой партии, в которую вошли? Как члены самоуправлений будут работать на государственном уровне, если они будут продолжать продвигать своё самоуправление? Неизвестно, какие плоды принесёт привлечение этих людей. Это сейчас насущная проблема для «Единства».

- Как показывает практика, «Единству» необязательно занимать лидирующие позиции в рейтинге партий, чтобы править страной. Каков, на Ваш взгляд, план-минимум для «Единства» в нынешней избирательной кампании?

- Цель любой нормальной партии, которая хоть немного пытается походить на партию, характеристика которой описана в политологии, - это получение власти. Но тут возникает вопрос. Если в теории говорится о том, что партия должна получить власть для того, чтобы иметь возможность реализовывать свою программу и свои обещания, то на практике, в частности в Латвии, партия получает власть ради сохранения места, а также для осуществления своих каких-то идей, при этом не считаясь с избирателем. С латвийскими партиями такое происходит часто. Они рассчитывают на то, что избиратели к следующим выборам забудут их обещания.

Также встаёт вопрос о лидерстве. У «Единства» возникла проблематичная ситуация с креслом премьера. Нужен человек, который бы не только сидел на нём, но и имел свои взгляды. Известно, что Солвита Аболтиня, которая руководит партией, почему-то не хочет занять пост премьер-министра. Обычно во всех европейских государствах председатель партии становится премьером. А у «Единства» председатель партии играет роль серого кардинала в правительстве. Им нужно определиться, кто возьмёт бразды правления. А то получается неловкая ситуация. Госпожа Аболтиня говорит одно, а через неделю уже другое. И не потому, что она передумала, а потому что так сказала партия. Когда нет лидера, обществу трудно воспринимать партию как единую команду, что в значительной степени снижает уровень доверия к ней.

- В последнее время часто обсуждалась фигура Лаймдоты Страуюмы как возможного будущего премьер-министра Латвии. Рассматриваете ли Вы её кандидатуру на пост постоянного премьера?

- Во-первых, нужно вспомнить то, что говорила сама госпожа Страуюма, когда согласилась на эту должность. Речь шла только о предвыборном периоде. Сейчас она, как видите, говорит совсем по-другому. Но она не руководитель кабинета министров, это точно. Страуюма лишь играет в ту игру, которую затеяла её партия. Не знаю, почему человек решил, что такое положение может быть для него выгодным. Да и члены коалиции тянут Страуюму каждый в свою сторону. Вообще, когда необходимо решать сложные вопросы, заботиться о внутренней и внешней политике Латвии, такое поведение правительства в целом, на мой взгляд, несерьёзное.

- Кто из партий мог бы составить серьёзную конкуренцию «Единству» на приближающихся выборах?

- Если избиратель не будет удовлетворён списком кандидатов, разочаровавшись во всех партиях, то тут, конечно, открываются возможности для новых партий. В этом случае появляется шанс для госпожи Судрабы, но сможет ли она его использовать? На сегодняшний день у неё с этим большие проблемы. Пока есть только личность, которую народ возвышает, которой искренне доверяет. Но сможет ли эта личность стать не просто хорошим исполнителем, как когда-то госконтролёром, прилежно следившим за цифрами, а действительно руководителем? Это интересный вопрос, поскольку если Судраба всё же сумеет им стать, то мы сможем получить конкурирующую силу и, как следствие, совершенно иную коалицию.

- А как обстоит ситуация с оппозиционным «Центром согласия»? В чём, на Ваш взгляд, была главная ошибка партии «Согласие» на выборах в Европарламент?

- На мой взгляд, была проведена отвратительная предвыборная кампания - начиная с составления списка и заканчивая неудачными пиар-атрибутами. Когда я увидела в городе их плакаты, то подумала, что это «Ригас Силтумс» (латвийское предприятие теплоснабжения – прим. RuBaltic.Ru) пытается обратить внимание на то, что у меня проблемы с радиаторами. Стало смешно.

Главная же ошибка заключалась в том, что члены «Согласия» не общались с людьми, не проводили каких-либо встреч. Они даже не объяснили, с какими партиями пойдут вместе, кого поддерживают. Мне показалось это несерьёзным. На фоне того, что делала Григуле, они вообще выглядели как детский сад. Такое чувство, будто партия «Согласие» и вовсе не желала попасть в Европарламент. Если они рассчитывают только на свою популярность, то, конечно, ничего не выйдет. Такое легкомыслие и привело к падению рейтинга.

- Как Вы считаете, есть ли у партии «Согласие» время и возможности, чтобы реабилитироваться к осенним выборам?

- Мне кажется, что парламентские выборы станут решающим этапом для «Согласия». По-моему, эта партия уже отходит от радикализма и вполне нормально развивается. Многое зависит от того, какие у них будут лозунги и призывы. Я надеюсь, что «Согласие» проведёт адекватную избирательную кампанию, исключив радикальные шаги, а также покажет народу свою работоспособность и умение правильно распоряжаться властью.

И если «Согласие» не испугается тех, кто говорит: «вы потеряете русскоязычного избирателя», - то реабилитация возможна. Таким образом, впервые за историю своей практической деятельности партия сможет претендовать на лидерство. Конечно, о должности премьер-министра и говорить не стоит. А вот о получении места в правительстве – да.

- Если обратиться к украинским событиям: насколько они помогают «Единству» поддерживать рейтинги и мешают «Согласию» удерживать лидерство? Как ситуация будет развиваться дальше?

- Украинские события действительно сильно повлияли на успех «Единства». Партия выбрала риторику, которая больше подходит националистам. Ведь у нас довольно резко воспринимаются этнические вопросы. Если что-то плохое происходит в мире, то в Латвии срабатывает стереотип, что во всём виноваты русские. Но то, как сейчас будут развиваться события вокруг крушения самолёта «Boeing-777», может изменить этот стереотип.

Латвийское общество уже стало чувствовать давление со стороны США. Тема Крыма постепенно сдаёт обороты. Мы ведь знаем, что украинский конфликт произошёл вовсе не из-за присоединения Крыма к РФ. Поскольку США теряют власть на геополитической арене, а Россия явно усиливает своё влияние, то понятно, что речь идёт о мировом лидерстве, Чёрном море, распределении территорий, военных отношениях и т. д.

И очевидно, что украинские события повлияли на весь ход латвийских выборов в Европарламент. Но к осенним выборам уже не будет такого жёсткого разделения на «плохих» и «хороших». На эту проблему люди смотрят немножко по-другому, чем два месяца назад, когда ситуация представлялась как «нанесение обиды плохим русским медведем маленькому украинскому мальчику». Поэтому я думаю, что на парламентских выборах такая трактовка не возымеет успеха, а значит, у «Согласия» будет меньше преград для того, чтобы попасть в правительство. 

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров