×
Политика Политика

В кампании против России решили использовать жителей приграничья

Источник изображения: livejournal.com

В информационном противостоянии с Россией у западных СМИ появился новый аргумент: жители пограничных со странами ЕС регионов не поддерживают политику Путина. Пробный шар был запущен в связи с Псковской областью: из того факта, что простые жители Пскова не испытывают враждебных чувств к соседям из Латвии и Эстонии и хотят развивать с ними добрососедские отношения, делается вывод, что псковичи не поддерживают «воинственный тон» Москвы в отношении стран Прибалтики.

«В целом ситуация в Пскове с его 200 тысячами жителей выглядит не особо хорошо. К примеру, об этом свидетельствуют многочисленные бездомные, которые бегают за туристами от одной церкви к другой в надежде на подаяние. Более того, каждый пятый житель Пскова живёт "ниже прожиточного минимума". Промышленные предприятия ушли из города, а за последние шесть лет население региона сократилось на 6%, что, как пишет местная пресса, "превысило показатели времён Великой Отечественной войны"», – пишет репортёр немецкой газеты Tageszeitung Клаус-Хельге Донат в статье «Воинственный тон Москвы не радует жителей Пскова».

«В городе ситуация в самом деле напряжённая. С работой плохо, зарплаты маленькие, многие жители уезжают, благо Москва и Санкт-Петербург рядом, – комментирует немецкий репортаж директор фонда “Достоверная история” псковский журналист Юрий Алексеев, – но по сокращению населения давайте разберёмся. В 1940 году в Псковской области проживал миллион шестьсот тысяч человек населения. В 1945 году, после освобождения от гитлеровской оккупации, стали пересчитывать население – оказалось примерно 500 тысяч человек. Последняя советская перепись населения давала 870 тысяч, последняя российская перепись даёт 650 тысяч. Так что потеря 220 тысяч – это далеко не потери Псковской области в Великой Отечественной войне, даже близко нет».

Сравнение нынешней псковской депопуляции с потерями в Великой Отечественной войне (да ещё из уст немецкого журналиста) – это самое явное передергивание в репортаже Tageszeitung. При этом цель статьи не в том, чтобы расписать все тяготы и невзгоды жизни в Псковской области.

Автор манипулирует доброжелательным отношением псковичей к своим прибалтийским соседям и подталкивает читателей к выводу, что жители российского приграничья ориентируются в своём развитии на Латвию и Эстонию и не поддерживают внешнюю политику России.

Жители Пскова, как отмечает Клаус-Хельге Донат, «не относятся с враждебностью к своим соседям в Латвии и Эстонии. Напротив, воинственный тон Москвы не находит здесь понимания». В частности, 20% жителей приграничных районов являются гражданами как России, так и ЕС. Большего числа людей с двойным гражданством, чем здесь, в России просто нет, пишет Tageszeitung. Тот же, у кого второго гражданства нет, оформляет себе шенгенскую визу.

Возникает несколько вопросов. Первый: где и когда немецкий репортёр слышал «воинственный тон Москвы» в отношении стран Прибалтики? Хотя бы один случай. Кто-то в Кремле выражал намерение оккупировать Латвию? Кто-то в российском МИД грозил русскими танками Эстонии? В последние несколько лет российские официальные лица сознательно придерживаются тактики обходить стороной сам факт существования Прибалтийских республик. Слов «Литва», «Латвия», «Эстония» без самой крайней необходимости в официальных заявлениях стараются в принципе не употреблять, чтобы не давать ни единого аргумента лидерам этих стран, безостановочно кричащим о «русской угрозе» и «надвигающейся российской агрессии».

Так что жители Пскова не могут поддерживать или не поддерживать «воинственный тон Москвы» по отношению к странам Прибалтики, потому что по отношению к Прибалтике у Москвы вообще нет никакого тона.

Die Tageszeitung («Тагесцайтунг») – общенациональная газета была основана в 1978 году как рупор леворадикального движения. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Тираж — 58 тысяч экземпляров. Die Tageszeitung («Тагесцайтунг») – общенациональная газета была основана в 1978 году как рупор леворадикального движения. Кроме берлинского издания, есть несколько региональных изданий. Тираж — 58 тысяч экземпляров. 

Второй вопрос. Tageszeitung пишет о демографическом кризисе в Псковской области, «превышающем показатели Великой Отечественной войны», и с помощью цитат местных жителей противопоставляет депрессивный Псков успешным Латвии и Эстонии. «Прибалты по ту стороны границы тоже привыкли к лишениям. Но по сравнению с нами они со времён обретения независимости сделали гигантский скачок», – цитирует издание главу псковского объединения фермеров.

Сравнивать регион со странами – это само по себе неправильно. Для стран Прибалтики это даже унизительно: с Латвийской и Эстонской Республикой сравнивают не Российскую Федерацию, а Псковскую область оной.

Почему Клаус-Хельге Донат не сравнивает приграничье с приграничьем – например, российскую Псковскую область с латвийской Латгалией, которая за постсоветский период опустела более чем в полтора раза и сейчас стоит полупустая?

Третий момент. Tageszeitung справедливо пишет, что псковичи не испытывают враждебности к соседям из Латвии и Эстонии, имеют с ними многолетний опыт совместных отношений и хотели бы развивать с ними контакты и дальше. При этом подразумевается, что развитие этих контактов застопорилось из-за Москвы, и ничего не говорится о том, что Эстония много лет уклоняется от переговоров о введении краткосрочного безвизового режима, позволяющего жителям Псковской и Ленинградской областей 72 часа находиться без визы на территории Эстонии, а жителям Эстонии – на территории приграничных российских областей.

Краткосрочный безвизовый режим был бы выгоден обеим сторонам. «Жители Псковской области – это очень интересный контингент. Это люди, которые всю жизнь жили в приграничье, сосуществовали с Эстонией, всегда ездили в Эстонию за колбасой, апельсинами и одеждой в советское время, когда Эстония была “витрина социализма”, а Псковская область – нищая, как церковная крыса, – говорит Юрий Алексеев. – По моим подсчётам, где-то около 30–33 тысяч жителей Псковской области имеют эстонские паспорта: это люди, которые родились в Печорском районе, у которых предки из Изборска или из Печор. Любое напряжение на границе, любое напряжение между Москвой и Таллином не является радостным для этих людей, да и вообще для всех жителей, связанных с Эстонией».

Псковский публицист Юрий Алексеев

На человеческом уровне у Псковской области с Эстонией и Латвией отношения просто замечательные. Другое дело, что эти отношения поддерживаются вопреки отсутствию межгосударственной политики регионального сотрудничества между Россией, Латвией и Эстонией. Кто виноват в отсутствии такой политики? Россия или Латвия с Эстонией, которые сожгли в отношениях с Москвой все мосты призывами к введению санкций и полной международной изоляции России?

В итоге получается примечательное явление.

В непрекращающемся информационном противоборстве с Россией западные СМИ используют дружеское, добрососедское отношение жителей приграничных регионов России к странам Евросоюза.

Единственным виновником ухудшения приграничных контактов и наличия постоянных проблем у жителей пограничья из-за плохих отношений между Россией и её соседями из ЕС называется Россия. Это Россия отказывается вводить краткосрочный безвизовый режим с Эстонией, это Россия отменила режим местного приграничного передвижения с Польшей. А из доброжелательного отношения жителей Псковской, Ленинградской или Калининградской областей к соседям из Евросоюза делается далеко идущий вывод, что эти жители находятся на стороне Польши, Литвы, Латвии и Эстонии в их конфликте с Москвой и не поддерживают действия своей страны на международной арене.

Такая теперь проявилась концепция. Остаётся посмотреть, как она будет дальше развиваться. Ждём теперь западных репортажей о том, что жители Калининградской области ощущают себя Малой Литвой и не поддерживают доказанных и не подлежащих сомнению планов Путина оккупировать Вильнюс.

Подписывайтесь на Балтологию в Telegram!

Новости партнёров